Название железнодорожной станции Круты в Черниговской области уже давно стало нарицательным. О том, что именно - отчаянный патриотизм или слепая смелость руководило тогда, 29 января 1918 года, несколькими сотнями столичных студентов, уже не имеет значения. Их поступок вписан в современную историю как подвиг. Сегодня исполняется ровно 90 лет с того самого дня, когда под Крутами состоялся кровавый расстрел.
Расстрелянные объятья
250 киевских юнкеров, студентов и гимназистов из Студенческого Куреня, а также 100 гайдамаков и вольных казаков и 12 конных казаков заняли оборону железнодорожной станции Круты, чтобы предотвратить наступление на Киев большевистских войск Советской России под командованием Муравьева.
30 января 1918 года 6-тысячный отряд красной гвардии с матросами Балтийского флота во главе обошел линию украинской обороны.
Небольшой части гайдамаков и казаков удалось спастись, отступив на Киев, но большинство погибло, а попавшие в плен гимназисты, юнкера и студенты были расстреляны.
Официально 19 марта 1918 года тела части погибших были торжественно перезахоронены в братской Аскольдовой могиле в Киеве. Но на самом деле вопрос захоронения погибших юношей не такой простой.
В марте 1918 года на Аскольдовой могиле действительно были похоронены 29 тел. Но в 1934 году советское правительство издало постановление о ликвидации там кладбища и создании ландшафтного парка. Желавшие перезахоронить близких в другом месте получали от государства денежную компенсацию. Невостребованные могилы ликвидировались, гробы и останки сжигались. Некоторые патриотически настроенные киевляне тайком забирали останки крутян и вновь предавали их земле.
Поэтому до наших дней фактически сохранилась лишь одна могила, в которой погребены двое наиболее известных юношей - Владимир Наумович и Владимир Шульгин. Оба - из знаменитых украинских родов, родственники крупных политических деятелей того времени. Перезахоронил их отчим Владимира Наумовича Александр Иванов на Лукьяновском кладбище. Перед смертью оба героя крепко обнялись, и так их расстреляли.
По одной из версий, в марте 1918-го, когда провели эксгумацию братской могилы, молодые люди были обнаружены в той же позе - крепко обнятыми. Сначала останки погребли на Аскольдовой могиле, а затем перезахоронили на Лукьяновке, поставили скромный чугунный крест, там он и поныне стоит, хотя сама могила находится в таком же плачевном состоянии, как и все Лукьяновское кладбище.
«Круты - это и жестокий пример…»
Как и многие другие даты, связанные с борьбой за украинскую независимость, 29 января не обходится без комментариев политиков. Традиционно возложил цветы на Аскольдовой могиле в Киеве президент Украины Виктор Ющенко.
А вот премьер-министра Юлия Тимошенко обратилась к украинцам с целым посланием. В своем обращении она отметила, что как политик сделает все, "чтобы трагические ошибки истории никогда не повторялись, а страну защищали не дети-патриоты, а дееспособная профессиональная армия".
"Но Круты - это и жестокий пример того, как за ошибки, просчеты, а временами и банальную безответственность политиков народ платит самую дорогую цену - жизнью наилучших сыновей. В те бурные годы молодое украинское государство осталось без собственной армии. И это, как мы знаем, закончилось трагедией. Политики тогда думали, что существование государства возможно без профессионального войска. Поэтому мы не имеем права ни на минуту забывать о потребности боеспособной, профессиональной армии и о системе надежной коллективной безопасности.
Мы - миролюбивая и героическая нация. Любой народ мира, имея в своей истории героев Крут, гордился бы ими. Мы также должны быть достойными величественного примера служения своему народу", - говорится в тексте обращения премьера.