За политическими дискуссиями в Украине как-то забылось, что мы живем в очень взаимосвязанном мире. И вопросы, из-за которых дерутся украинские политики, могут зависеть далеко не от них.
Например, мысли относительно схемы поставки газа в Украину разделились не только у нас. Аналогичное противостояние наблюдается и в Москве. Правда, с небольшой спецификой – в отличие от Украины, в России спор относительно схемы газоснабжения в Украину не является предметом публичного обсуждения, а внутренним делом российских элит.
Из информации, которой мы владеем, и которая просачивается в СМИ, можно сделать вывод, что идею сохранения существующей схемы снабжения газа (через посредничество «РосУкрЭнерго» и «УкрГазЭнерго») активно отстаивают заместители главы Администрации президента Российской Федерации Владислав Сурков (известный творец теории «суверенной демократии») и Игорь Сечин («человек без лица», как его за непубличность окрестили журналисты).
В этом лобби знаковой является фигура Игоря Сечина. Дело в том, что Сечин, невзирая на значительные полномочия, ничего не делает без согласования с Путиным. По крайней мере, до сих пор бывший переводчик с португальского и испанского Игорь Сечин такой самодеятельности не проявлял. А это значит, что сохранение «РосУкрЭнерго» на рынке – личная воля президента Российской Федерации.
В этой связи вспоминаются слова бывшего премьер-министра Украины Юрия Еханурова: «Украинская сторона не имеет к «РосУкрЭнерго» никакого отношения. Это дело «Газпрома», кого они выставили для создания этого совместного предприятия». Иначе говоря: если «РосУкрЭнерго» и является коррупционным оператором, то эта коррупция не имеет ничего общего с Украиной.
Кстати, в отличие от украинской прессы, эту позицию разделяет и российское общественное мнение (которое пробивается в эфир и на колонки газет). Основные публикации по теме «РосУкрЭнерго» в российском сегменте Интернета создают такое впечатление: если бы российские журналисты узнали о взаимных обвинениях украинских политиков в причастности к «коррупции в «РУЕ», то восприняли бы это, как манию величия.
Да, «Росукренерго» – это компания, среди основателей которой «Газпром» и скромный «помидорщик» из деревни Синьков на Тернопольщине Дмитрий Фирташ (если принять другую версию, настоящий владелец пакета - Семен Могилевич). Однако местом рождения основателей связи «РосУкрЭнерго» с Украиной исчерпываются. Тем более, что она имеет предысторию деятельности собственно в России, о чем у нас вспоминают нечасто.
А именно этой компании «Газпром» (еще тогда, когда в Украине президентом был Леонид Кучма) отдал монополию на транспортировку газа через территорию России. Кстати, до «РосУкрЭнерго» ту же функцию – транспортировку туркменского газа – исполняла другая посредническая структура, «Юралтрансгаз». Ее также связывали с Семеном Могилевичем, и представителем ее выступал опять же... Дмитрий Фирташ. Притом на рынок эту кампанию привел сам президент Путин, подписав соответствующее соглашение с покойным Сапармуратом Ниязовым.
К тому же, российская журналистка Юлия Латынина обратила внимание на то, что удивительным образом в условиях тотального прессинга «Газпрома» Астраханское газоконденсатное месторождение (220 млрд. кубометров) в 2006 году купил опять же наш залищицко-черновицкий самородок Фирташ.
Сейчас весь этот «интернационал» в России работает на обеспечение интересов кремлевского руководства. Позиция Суркова и Сечина в отстаивании статус кво не удивляет: их связывают как раз с нынешней схемой поставок энергоносителей и получения с этого прибыли. Кстати, схема, подобная «РосУкрЭнерго», является традиционной в отношениях "Газпрома" с другими странами, в частности, в Центральной и Восточной Европе.
В то же время, активность «Итеровца» Игоря Макарова дает основания считать, что не все в России довольны статус кво и попробуют реализовать свой интерес при изменении фамилии российского президента. Да и внезапный арест Семена Могилевича поставил достаточно много вопросов относительно планов кремлевского руководства.
Однако, как говорят россияне, «от добра добра не ищут». Поэтому в Кремле вполне может победить и позиция «консерваторов», которые оставят в энергетической сфере все, как есть.
На волне оптимистичных ожиданий часто прогнозируют, что с изменением правительства в Украине будет изменена схема поставок энергоносителей. Похоже, это заблуждение. Изменение схемы поставок зависит не от Украины, а от того, какой будет власть в России. Вернее, какой будет реальная власть Владимира Путина после выборов нового президента Российской Федерации.