Юлия Тимошенко чудесно понимает, что весной этого года комиссия «Ющенко-Путин» трансформируется в комиссию «Ющенко-Медведев», а скорее всего придется создавать комиссию «Путин-Тимошенко». В данной ситуации Тимошенко начинает уже сейчас предлагать Владимиру Путину некоторые пути урегулирования экономических вопросов и некие пути выхода за рамки нынешних отношений двух стран. Более того, она пытается каким-то образом разорвать и переформатировать шаблоны.
Сейчас ведь основное внимание уделяется газовой проблематике. Россия у нас в первую очередь ассоциируется с энергоносителями. Она же предлагает намного шире посмотреть на проблему, и в этом отношении она понимает, что, если в этом отношении она изменит повестку дня, то она тогда она задаст новые тенденции и сможет на этом поле переиграть Ющенко.
Решение о зоне свободной торговли с Россией безусловно следует рассматривать сквозь призму конкуренции Ющенко и Тимошенко. Упустив небольшую победу в «газовой» PR-войне, Тимошенко пытается сейчас показать, что она может получить еще более значимую победу. Значимую для большинства малых и средних украинских бизнесменов, и даже представителей крупного бизнеса, которые торгую с Россией и завязаны на российском рынке.
Таким образом, она пытается заработать себе дополнительные баллы. Проиграв энергетическую войну, она пытается выиграть экономическое противостояние.
Инициатива Тимошенко не должна нас пугать экспансией российских товаропроизводителей. Если мы сегодня говорим о том, что Украина входит в ВТО, мы же не опасаемся прессинга глобальных структур и транснациональных корпораций. Почему мы должны опасаться именно России?
Сегодняшнее решение Тимошенко – это выгодное для России продолжение, что фактически балансирует стоящие перед Украиной риски и вызывает огромный интерес Кремля. Россия ведь заинтересована как сохранить влияние в условиях вступления нашей страны в ВТО, так и улучшить собственные стартовые позиции.
В свое время главной угрозой, исходящей от одиозного ЕЕП, была политическая надстройка, что должна была диктовать свою волю Киеву. Россия бы в таком случае доминировала и диктовала свои условия. Сама же идея Пространства и некой зоны свободной торговли в чем-то являлась достаточно рациональной. Поэтому Тимошенко теперь предлагает реанимировать ЕЕП, но без каких бы то ни было политических надстроек.
«Новое – это хорошо забытое старое». Я хотел бы напомнить, что в апреле 2001 Виктор Ющенко совершил визит в Астану во время которого он заявил о том, что «нам необходима зона свободной торговли с Россией, Казахстаном и Белоруссией». Сказал и забыл. Тимошенко вспомнила. В связи с этим я не вижу какой-либо проблемы в том, чтобы его слова были воплощены, и президент подписался под своими же словами.
Если президент этого не сделает, он распишется в своей непоследовательности.
У Ющенко отсутствует механизм отстранения Тимошенко от власти. Если бы это были времена Кучмы, была совсем другая ситуация. И сама Тимошенко не могла бы точно также дерзко вести себя по отношению к президенту.
Сейчас же у него отсутствует механизм устранения Тимошенко. И она это чудесно понимает. Парламент заблокирован. А ведь в отставку ее может оправить исключительно Верховная Рада или развал коалиции, и то исключительно только после того, как образуется новая коалиция. Новую коалицию без Тимошенко образовать будет очень сложно. Я не говорю, что невозможно, но очень сложно. Поэтому она может вести себя сейчас абсолютно независимо и гнуть свою линию.
Все, что ни скажет Ющенко, - это не больше чем декларация его позиции, но никоим образом эта позиция не будет влиять на деятельность Кабинета министров. Единственное, что может предпринять Ющенко, так это то, что он делал с предыдущим правительством. То есть дать команду по вертикали власти в регионы: «Саботировать деятельность правительства».
Региональные структуры власти срывали политику Кабмина в ходе конфликта между Януковичем и Секретариатом президента. Сейчас Ющенко может прибегнуть к тому трюку.
На данный момент Ющенко необходимо спровоцировать Тимошенко на некую истерику. Он ждет, когда же закончится ее терпение. Премьеру главное выстоять во всех этих мытарствах. Помните, как у Мальчиша-Кибальчиша, «нам бы ночь продержаться, нам бы день простоять». Все остальное – игра на нервах. Игра нервов, игра на нервах.