В ДЕТАЛЯХ

2008.03.19

На пороге экологической люстрации

Новых подход к обновлению элит и присущего им экологического мышления предусматривает проведение широкомасштабной эконалоговой реформы, основой которой является принцип - «загрязнитель платит». Она предусматривает введение в новый Налоговый кодекс, текст которого до сих пор не принят парламентом, норм о повышении цены естественного капитала через налогообложение ресурсопотока

Украинская философская мысль едва ли не всего ХХ века провела в обширной дискуссии о том, кому же все-таки принадлежит определяющая роль в государственном развитии: гражданскому обществу («народу», «нации», «избирателям») или политической элите. Длительное отсутствие собственного суверенитета породило не только благодатную почву для отрицания элит как таковых, но и привело к формированию правящего класса со специфическим колониальным мышлением.
 
В производственной плоскости его представители целиком и полностью зависели от внешних концепций построения экономики, старались выжать из нее максимум дешевого экспорта и не представляли своего существования без неограниченного использования отечественной сырьевой базы.
 
Подобного рода представления определили сугубо ресурсное хозяйственное мышление, неуважительное отношение к социальной политике, и, пожалуй, роковое, - на долгие десятилетия превратили Украину в зону экологического бедствия.
 
Пагубность колониального типа мышления, что до сих пор присуща чиновникам высшего звена, четко определил лидер Партии зеленых Украины Владимир Костерин: «В прошлом считалось, что объем природных ресурсов (естественного капитала) весьма велик, а их цена близка к нулю или определяется преимущественно в их хозяйственное использование. Сегодня стало очевидным, что запасы природных ресурсов (естественного капитала) исчерпаемы. Это говорит о том, что они являются ограничивающим экономическим фактором, который должен найти отражение в экономической политике» («Зеркало недели»).
 
Тем, кто привык к бесконтрольному использованию углеродных ископаемых, не говоря уже об остальных видах невозобновляемых природных ресурсов, до сих пор трудно свыкнутся с мыслью о бесперспективности данной модели экономического развития. Не желая потерять политический вес и почти бесконтрольный доступ к оставшимся крохам национальных природных богатств, они один за другим стряпают сомнительные партийные проекты, усиливают сырьевое лобби в коридорах власти и спасают свои активы в транснациональных корпорациях (ТНК).
 
Именно в гремучей смеси ТНК с местными сырьевыми лобби и состоит нынешняя угроза не только таким базовым ценностям, как демократия и политический плюрализм, но и отечественным природным фондам, и без того разоренным хрупким экосистемам. Как отметил директор Центра социальных исследований «София» Андрей Ермолаев, описывая потенциальные угрозы 2008 года для Украины, «ТНК циничны, прагматичны и жестоки».
 
В связи с этим на поверхность всплывает так и не решенный вопрос о качественной смене скомпрометировавших себя в прошлом политических элит и их замены представителями новой патриотически (в первую очередь, в экологическом смысле этого слова) настроенной элиты.
 
Как известно, впервые об очищении правящих кругов от носителей колониального коммунистического мышления общество заговорило на стыке 1980-90-х гг. В ту пору из стран Центральной Европы к нам попало модное слово «люстрация». Формально она была направлена на избавление (от латинского «lustratio» – очищение через жертвоприношение) от ярких представителей тоталитарного прошлого при выработке и осуществлении государственной политики.
 
Как считает политолог Андрий Дуда, самая мягкая модель люстрации была предложена гражданам Польши. Принятый только летом 1997 года, соответствующий закон предлагал очень практичную модель: при поступлении на работу в органы государственной власти претендент обязан был добровольно подать сведения о сотрудничестве с коммунистическими спецслужбами (если таковое имело место). Честное обнародование личной информации не влекло за собою никаких ограничений, и наоборот - сознательное сокрытие такого рода информации вело к санкции в виде 10-летнего запрета на публичную деятельность (политика, госслужба, местное самоуправление, педагогика).
 
Разговоры о люстрации с новой силой всколыхнули общественное сознание вскоре после «оранжевой» революции 2004 года. В январе 2005-го в секторе регистрации Аппарата Верховной Рады появился проект закона «О люстрации». Однако, как и в первом случае, все идеи о столь необходимом обновлении неподвижного чиновничьего класса остались нереализованными. Более того, кадровые перестановки в этой специфической среде подчинились логике приватизационных планов бизнес-кланов, превратившихся с недавнего времени в неуязвимые ТНК.
 
Существует и другой подход к обновлению элит и присущего им экологического мышления. Он предусматривает проведение широкомасштабной эконалоговой реформы, основой которой является принцип - «загрязнитель платит». Она предусматривает введение в новый Налоговый кодекс, текст которого до сих пор не принят парламентом, норм о повышении цены естественного капитала через налогообложение ресурсопотока. Разработчики реформы убеждены, что таким образом ТНК будут вынуждены максимизировать производительность естественного капитала, и получат мощный экономический стимул к повышению эффективности использования ресурсов, в частности, к технологическим инновациям и уменьшению энерго- и материалоёмкости производства.
 
Таким образом, система изменит себя изнутри, а вместо болезненного переходного периода и экономической шокотерапии вся Украина наконец-то ощутит реальное улучшение состояния биосферы.
Больше новостей из этой рубрики

Читайте Также

все новости из этой рубрики

Маразмарий

СТЕНКА НА СТЕНКУ