В ДЕТАЛЯХ

2008.03.19

НАТО променяло Украину на Афганистан?

«Сомневающихся» в целесообразности предоставления ПДЧ двум постсоветским странам на саммите в Бухаресте целых шесть: Франция, Германия, Испания, Голландия, Бельгия и Люксембург. И с некоторыми из них Белокаменная ведет весьма содержательный «интенсивный» диалог по данной проблематике

Чем меньше времени остается до Бухарестского саммита НАТО, тем больше сгущается туман в вопросе относительно присоединения Украины к ПДЧ. Пока наши политики продолжают «посылать» очередные сигналы странам Альянса (намедни Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко направили письмо Генсеку НАТО Яапу де Хоопу Схефферу, президенту Франции Николя Саркози и федеральному канцлеру ФРГ Ангеле Меркель, в котором прямолинейно выказали стремление Украины присоединиться к ПДЧ во время Бухарестского саммита), те, от кого, собственно, зависит судьба последних внешнеполитических инициатив украинского руководства, продолжают разыгрывать между собой замысловатую шахматную партию. 

Завершившийся на днях визит в Белокаменную госсекретаря США Кондолизы Райс и министра обороны Роберта Гейтса, вопреки ожиданиям аналитиков, не пролил света на Северо-Атлантические перспективы Украины. Более того, судя по итоговым комментариям, «украинский вопрос» в Москве вообще вроде бы и не поднимался. Последнее рандеву российских и американских высокопоставленных чиновников продемонстрировало, что сотрудничество сверхдержав в геополитических вопросах по-прежнему находится в «области низких температур». В ходе встреч стороны лишь подтвердили свое намерение продолжить сотрудничество в таких сферах, как борьба против терроризма, противодействие распространению оружия массового уничтожения, включая решение проблем КНДР и Ирана. По-прежнему краеугольным камнем преткновения в отношениях России и США остается американский план размещения элементов ПРО в Польше и Чехии. Понятно, что в такой атмосфере ни о каком компромиссе между Москвой и Вашингтоном в вопросе присоединения Украины и Грузии к ПДЧ во время саммита в Бухаресте речь просто не может идти.

Следует заметить, что не оказало позитивного действия на ход переговоров и заблаговременно подготовленное послание Буша Путину. Суть послания осталась неизвестна широкой общественности, однако, можно предположить, что американский президент постарался коснуться абсолютно всего круга наболевших вопросов. Реакция российского коллеги была предсказуемой: ознакомившись с документом, Владимир Путин всего лишь заявил: «по некоторым проблемам мы можем поставить точки в качестве окончательных договоренностей». В то же время, по мнению экспертов, проблем, которые подлежат обсуждению, в двусторонних отношениях более чем достаточно, и реверансы Кремля в сторону Белого Дома – всего лишь реверансы. Подтвержденная готовность сторон продолжить обсуждение комплекса проблем, связанных с контролем над вооружениями, – от судьбы Договора об обычных вооружениях в Европе (ДОВСЕ) до вопросов, связанных с завершением действия Договора о стратегических наступательных вооружениях (СНВ), что, в переводе с языка дипломатии, означает лишь одно – по остальным вопросам (в том числе и по присоединению Грузии и Украины к ПДЧ) «партнеры» готовят друг другу «приятные» сюрпризы. Некоторые из них можно ожидать как в преддверии, так и на самом бухарестском саммите.

Запланированный накануне саммита НАТО визит американского лидера в Украину, по замыслу заокеанских стратегов, должен произвести определенное воздействие на руководство некоторых стран-членов Альянса, которые продолжают сомневаться в целесообразности присоединения Украины и Грузии к ПДЧ уже в апреле этого года. В свою очередь Москва понимает, что некоторые европейские коллеги Белого Дома в последние годы предпочитают все больше прислушиваться к заявлениям, которые доносятся из-за Кремлевской стены. Как известно, «сомневающихся» в целесообразности предоставления ПДЧ двум постсоветским странам на саммите в Бухаресте целых шесть: Франция, Германия, Испания, Голландия, Бельгия и Люксембург. И с некоторыми из них Белокаменная ведет «интенсивный» диалог по данной проблематике.

«Мясное» предложение Кремля

В частности, на днях некоторые европейские СМИ весьма интересно прокомментировали суть разговора, состоявшегося недавно между президентом России Владимиром Путиным и канцлером Германии Ангелой Меркель. Так, например, польская «Газета Выборча» на своих страницах высказала предположение, что Россия готова даже поставлять «пушечное мясо» (ввести наземные войска) для войны в Афганистане на стороне НАТО, лишь бы Альянс «забыл» об Украине и Грузии.

Следует отметить, что Россия и так оказывает сегодня практически всестороннюю поддержку силам НАТО в афганской кампании. В частности, предоставляет свое воздушное пространство для самолетов, доставляющих грузы для миссии блока.

Аналитики утверждают, что активность официальной Москвы в преддверии бухарестского саммита, по сути, означает следующее: Россия, не являясь членом НАТО, хочет иметь такое же право голоса в решении вопросов безопасности, как и страны НАТО. Поясним: механизм принятия решений в НАТО является таковым, что для положительного решения украинского и грузинского вопросов необходимо, чтобы все члены блока проголосовали «за» или хотя бы воздержались. А наличие даже одного голоса «против» - автоматически снимает вопрос предоставления стране ПДЧ с повестки дня заседания.

Однако Альянс всегда декларировал, что ни одна страна не имеет права влиять на демократический выбор любого суверенного государства относительно желания присоединиться к этому военно-политическому блоку, поэтому позиция Кремля формально не должна повлиять на решение стран НАТО относительно присоединения Украины и Грузии к ПДЧ. В этой связи, думается, второе письмо украинского президента и премьера к членам НАТО – шаг весьма своевременный и направленный на то, чтобы продемонстрировать блоку единство взглядов вертикалей украинской власти в неизменности провозглашенного страной курса.

До саммита в Румынии остались считанные дни, и вопрос присоединения или неприсоединения двух постсоветских стран к ПДЧ станет моментом истины во взаимоотношениях России с Западным миром. Пока что ни проблема Косово, ни планы Вашингтона по размещению системы ПРО в Польше и Чехии не дали однозначного ответа на вопрос о роли России в современной геополитической игре.

Больше новостей из этой рубрики

Читайте Также

все новости из этой рубрики

Маразмарий

СТЕНКА НА СТЕНКУ