На своем вчерашнем заседании украинское правительство утвердило Соглашение о развитии отношений в газовой сфере, подписанное 12 марта в Москве главами РАО «Газпром» и НАК «Нефтегаз Украины». Событие, в общем-то, заурядное, можно было бы сказать – чисто техническое, если бы не одно «но». Не мудрствуя лукаво, чиновники с ул.Грушевского утвердили Соглашение с рядом поправок, даже не думая согласовывать их с представителями российской стороны. Событие и впрямь неординарное, ибо в мировой практике дипломатических отношений принято соблюдать пусть даже не контрактные, а рамочные договоренности. А подобные односторонние инициативы должны становиться предметом очередных переговоров с контрагентами и лишь затем выноситься на суд общественности. В противном случае, такие действия носят характер ультиматума.
Суть поправок, внесенных украинским Кабмином, заключается в том, что наши чиновники в одностороннем порядке максимально конкретизировали ряд неточностей и недосказанностей в рамочном соглашении с «Газпромом». Одна из ключевых «правок» заключается в том, что из текста соглашения, в пункте о квоте «Газпрома» или аффилированной с ним компании на украинском энергорынке, извлечено словосочетание «не менее». Помните мультяшное – «Казнить нельзя помиловать»? Суть упразднения «не менее» приблизительно та же. Таким образом, россияне не смогут поставлять конечным потребителям в Украине более 7,5 млрд кубометров природного газа в год. Казалось бы, мелочь – а может иметь весьма далеко идущие последствия. К тому же, Юлия Тимошенко заявила, что 10% квота россиян на прямые поставки голубого топлива конечным потребителями на энергорынке Украины распространяется лишь до конца текущего года. Ну, и напоследок украинский премьер заявила, что в соответствии с договоренностями двух президентов от 26 февраля и директивами Виктора Ющенко, согласно которым цена на газ в 2008 г. не должна превышать $179,5 за тыс. куб. м., а газовые посредники должны быть ликвидированы, «РоскУкрЭнерго» (как последний посредник) уходит с газового рынка Украины 1 апреля. Мотивировала свои действия Юлия Тимошенко тем, что в Соглашении не указано, кто именно будет поставщиком газа в Украину в текущем году: «Газпром», «Газпром-экспорт» или «РосУкрЭнерго». Тем не менее, глава Кабмина выразила уверенность в том, что наиболее целесообразным было бы заключение контракта на поставку газа с «Газпром-экспортом».
Столь вольготная трактовка украинским правительством достигнутых в Москве договоренностей, стала полной неожиданностью для контрагентов по ту сторону нашей северной границы. Даже как-то странно было не увидеть в вечернем эфире г-на Куприянова. Ведь лицо этого представителя «Газпрома», неизменно появлявшееся на телеэкранах в моменты очередного обострения газового диалога между нашими странами, стало за последние пару-тройку лет - практически родным для каждого украинца. Однако, успокаиваться, думается, не стоит. Ответ россиян не заставит себя ждать. Следует заметить, что после разрыва долгосрочных договоров в 2005-м году, право на свое усмотрение трактовать положения рамочных соглашений оставалось эксклюзивом россиян. И вот теперь для них, похоже, наступило время не разбрасывать, а собирать камни. Именно отсутствие прямых контрактов и договоренностей, сделало «Газпром» заложником амбиций украинского премьера.
Реакцию и телодвижения официальной Москвы не трудно предугадать. Скорее всего, как по мановению волшебной (или Кремлевской?) палочки, вновь «заговорит» Центральная и Средняя Азия, которые в ближайшее время могут заявить об очередном форс-мажоре и предложат сместить вперед сроки закупки их углеводородов Россией по европейской цене. Следует напомнить, что еще во время подписания Соглашения в пресс-службе «Газпрома» уточнили, что переговоры об условиях поставок газа в Украину в 2009 году и в последующие годы продолжатся с учетом складывающейся конъюнктуры закупочных цен центрально и среднеазиатского газа. Поэтому, переложить ответственность на плечи Казахстана и Туркмении, за возможное еще в этом году повышение цены на газ, для Белокаменной не составит особого труда. Впрочем, не исключено, что, принимая во внимание всю несостоятельность экономического «давления вентилем» на Украину, «Газпром» перейдет еще и к более активным арбитражным действиям, включая международные заявления и судебные иски.
Ни в коем разе не претендуя на роль адвоката Москвы, все же следует отметить, что в отсутствие надлежащего контроля со стороны парламента, президента и СНБО, украинское правительство ведет волюнтаристскую политику в газовой сфере. Странно и то, что оппозиция до сих пор не поставила в парламенте вопрос о возобновлении парламентского контроля над деятельностью Кабмина, а профильные комитеты не создали специальную комиссию, члены которой могли бы быть делегированы на переговоры по окончательному урегулированию газовой проблемы.
Не менее странным выглядит и поспешность, с которой сделала свое вчерашнее заявление Юлия Тимошенко. Что помешало главе украинского правительства повременить, скажем, до декабря, с оглашением «приговора» о непредоставлении «Газпрому» квоты на украинском энергорынке в следующем году? Похоже, что Тимошенко умышленно нагнетает ситуацию именно сейчас. Наверняка, старт президентской кампании ей нужен уже сегодня. Ведь завтра, когда инфляция окончательно накроет страну, будет поздно. Ее президентский рейтинг зашкаливает, инфляция еще «доедает» популистские социальные выплаты, электорат еще не понял - кто виноват в продолжающемся «облегчении» его продовольственной корзины и, к тому же, еще не догадывается, какие экономические сюрпризы его ждут впереди.
Расшатывая всевозможными способами даже не «лодку», а скорее «корыто» относительной стабильности экономики и социальной сферы страны, Тимошенко рассчитывает на возникновение хаоса, дабы списать промахи своего правительства на других. План начала активных боевых действий с президентом при помощи «вопроса Черновецкого» - провален. Остается российский газовый монополист. Своим вчерашним, по сути, односторонним пересмотром договоренностей, Юлия Тимошенко предприняла попытку спровоцировать россиян на шаги по увеличению цен на голубое топливо уже в этом году. Если официальная Москва «поведется» - лидер БЮТ сможет легко списать свои промахи в экономической и социальной сфере на нее. Ведь на «внепланово» подорожавший газ можно будет списать любые показатели инфляции, вплоть до гиперинфляционных.
Ультимативный тон «предложения по Черновецкому», и вот теперь газовый ультиматум россиянам – звенья одной цепи. Очевидно, что Тимошенко спешит окончательно разругаться с хозяином Банковой, ведь реакцию Виктора Ющенко на возможный очередной виток газового противостояния с Россией, спровоцированный Юлией Владимировной, предугадать не трудно. Разумеется, на войне – как на войне. Однако, думается, что все же лучше бы Тимошенко вспомнила не о газе, а, скажем, о той же контрассигнации президентских указов. Для экономики страны было бы гораздо легче. А так – подождем реакцию Первопрестольной на выпад украинского Кабмина. Наверняка он будет адекватным. Чего, собственно, и добивается Тимошенко.