«Какой ты мне брат, ты – москаль»… Припоминаете? Этот бородатый афоризм из криминальной саги росгоспропоганды «Брат» до сих пор не считается приличным проговаривать вслух. По понятным причинам его можно встретить только в заглавии провокационных форумов на провинциальных сайтах или на далеких от цензуры on-line`овых семинарах скучающих по безвозвратно ушедшему прошлому под названием СССР.
В это верил и я. Верил до вчерашнего вечера. И, как теперь оказалось, абсолютно наивно полагал, что, пересевшие в Lexus`ы, «бойцы невидимого фронта» и вправду перестанут разыгрывать на украинских кино- и телеэкранах мокрую от крови миллионов жертв режима карту умышленной фашизации народа Украины, взаимной неприязни между двумя соседскими народами и продолжения некогда условно завершенной «холодной войны». Верил, пока не посмотрел на «Интере» очередную серию картонного сериала «Диверсанты. Конец войны».
В отличие от рожденного «Братом» мифа о всемогущей «украинской мафии», сплошь и рядом состоящей из идейных бандеровцев и пособников врагов советской власти, на сей раз конвейерная лента гламурного «мыла» явила на свет Божий картину маслом о царстве нацизма на оккупированных Рейхом территориях. Не стану пересказывать содержание всей N-серии незатейливых коммандос со СМЕРША – капитанов Бобрикова и Филатова – в тылу врага. Остановлюсь лишь на ряде запрограммированных режиссурой деталях, касающихся быта и нравов осчастливленных Гитлером (!) украинских крестьян.
По заданию из штаба «ребятки» (это слово уже само по себе приклеилось к героем сериала) попадают в реформированный в стиле фольксдойче колхоз. Да, да, вы не ошиблись. Здоровенные буквы kolkhoz зияют под крыльями штандарта НСДАП. На ветру трепещут «пауки» на флагах, проходящая рядом девочка и та приветствует законспирированных сотрудников арийским «Гутен таг!».
Вот такая вот получается образцово-показательная деревня. Вокруг все цветет и пахнет, но только для Адольфа Алоизовича. И, как ни странно, все это добро работает не на деспота Сталина, а на заботливого хозяина «пана Артеменко», де-юре «председателя», которого играет великий знаток души украинского народа, разодетый в вышиванки Олег Табаков. Не буду сравнивать его амплуа с «застойным» образом Симона Петлюры в исполнении Евстигнеева. Неблагодарное это дело. Поклонники соцреализма не поймут, а современники сочтут дурным тоном.
Удивляет другое. Как научные консультанты уважаемой московской киностудии не заметили приказа Розенберга от 15 февраля 1942 года, в соответствии с которым колхозы и совхозы не приватизировались хитромудрым «младшим братом», как в этом настойчиво стремятся убедить создатели ленты, а превращались в «общинные хозяйства» и «государственные усадьбы». Все то же самое, только другое подчинение.
Но кульминация сюжета вовсе не в этом. Перед тем, как главные герои попадают в «Народную дружину» (еще одна режиссерская сказка) и переходят на службу к председателю («дезертирство из Красной Армии не позор, а почет»), их решают проверить на казни еврея. Нецензурное понятие «жид», «жиденок» и пр. как ни в чем не бывало сыплется с телеэкрана. Очевидно, именно так российская интеллигенция, а мне бы хотелось, чтобы создатели фильма принадлежали именно к этой благородной когорте, представляют себе обыкновенных украинцев.
И тут незадача. Невинная жертва отчаянно похожих на УПА деревенских парней (тот же гопак в ночной казарме, те же кепки, те же добела накрахмаленные рубахи и опять же шмайсеры), находясь в карцере, умер своей смертью.
Привожу фрагмент диалога командира «дружины» с подчиненным языком оригинала:
- Он, понимаешь, помер.
- От дер…о.
- Зато помер! (Все ухмыляются).
Просто, незатейливо, доступно. Времена другие, но методы дезинформации те же.
Никакой «Народной дружины» в природе не существовало. Коллаборационистские подразделения из числа украинцев в 1941-1943 гг. назывались «вспомогательная полиция» и «полевая жандармерия». ОУН-УПА и вовсе ненавидело всяческих хозяев. Их программные документы больше всего напоминают романистический коммунизм 1920-ых гг. с социальными гарантиями для рабочего класса и жесткой политикой государства в отношении частных собственников.
Какую ответственность за махровый антисемитизм продукции несут все причастные к ее выходу в эфир – вопрос к Нацсовету и правоохранительным органам.
Отмечу, что сериал демонстрируется по будням в самое рейтинговое время на одном из самых популярных украинских (!) телеканалов: с 21.30 до 22.40.
Закончу словами одного из агентов, услышанными во вчерашней серии. Он распекал коллегу за сорвавшуюся диверсию. Как по мне, она, как нельзя кстати, характеризирует все произведение: «Бездарно. Глупо. Зря. Куда их понесло?».