ПОЛИТИКА
28.08.2024Басейни, а не дрони: Львівський університет і "Ескулаб" під прицілом неефективного управління
вологість:
тиск:
вітер:
Минфин, руководимый Пинзеныком, хочет ввести новую акцизную марку для алкоголя. Складывается впечатление, что «марка имени Пинзеныка» делается для теневиков – в Украину уже хлынуло «паленое спиртное».
Во-первых, сама технология изготовления акцизных марок (те самые цветастые линии, нанесенные определенным типографским способом) является секретной, иначе теряется смысл этих марочек, как защитных элементов, препятствующих контрабанде и подделке алкогольных напитков, а значит и обворовыванию и без того скудного украинского бюджета. Как секретная информация стала предметом обсуждения и фактически открытой межведомственной переписки?
Копия письма МВД, подписанное одним из замов министра, в адрес украинского Минфина
Во-вторых, почему Минфин повел согласования новых образцов акцизных марок не через, допустим, криминалистические лаборатории МВД, специализирующиеся на выявлении поддельных документов, а через замминистра, имеющего образование юриста-сыскаря? Кто подсунул на подпись милицейскому генералу документ, раскрывающий нюансы секретной технологии? Ведь если предположить, что замминистра подписал документ осознанно, то это и вовсе фантастический сценарий! Судя по тексту письма, милиционер, прослуживший в МВД всю жизнь, разбирается в «…ультрафиолетовом луче с длиной волны 365 нанометров свечения…» и в «…металлографской печати…», ни чуть не хуже, чем профессор кафедры оптической физики, а заодно и полиграфист-практик, отработавший в секретных лабораториях с десяток лет.
Ответы на поднятые вопросы кроются в недавней истории Украины и в персоналии «экономиста всех времен и народов», а ныне министра финансов Виктора Пинзеныка. Помните, расхожую пословицу: «Все новое, это хорошо забытое старое»? В чиновничьей возне с новыми марками – как раз тот случай. Это страна уже проходила. В прошлую каденцию Пинзеныка министром финансов, этот деятель уже способствовал тому, что технология изготовления украинских акцизных марок была рассекречена.
В 2005-ом, пресса трубила о том, что Пинзенык протежировал назначение на должность директора ГП «ПК «Украина», где и производятся акцизные марки, своего друга и соратника – Сергея Кияниченко. Это, было, пожалуй, самое скандальное директорство за всю историю данного стратегически важного государственного предприятия. Чем памятен тот период? Кияниченко попытался организовать под крышей госпредприятия лжепроизводство голограмм. Это нужно было новой команде для возможного дерибана бюджетных денег и обустройства ширмы для контрабанды в страну тех же голограмм, с последующим приобретением единоличного контроля за тиражами акцизных марок и тенизации рынка алкоголя и табака.
Задача осложнялась тем, что Кияниченко, фактически был чуть ли не иностранным гражданином и имел в США собственный код социального страхования. А ведь ГП «ПК «Украина» – предприятие режимное, а многие технологические процессы и технические описания изготовления определенных документов строгой отчетности (ДСО) требуют наличия допуска на работу с секретными материалами. А у Кияниченко на сей счет, были серьезные проблемы с СБУ. И вот, этот, мягко скажем, гражданин, решил упростить процесс, рассекретив технические описания.
Марки, другие ценные бумаги и документы строгой отчетности, защищенные голографическими элементами, были введены Указом Президента и постановлениями Кабмина (изданы в 2002-2003 гг.), в т.ч. постановлением от 28.05.03 г. №822-8, которому присвоен гриф «совершенно секретно» (им утверждены образцы марок и их защита). В Украине существует Свод ведомостей, которые составляют государственную тайну (приказ СБУ от 17.06.03 г. №72). В эти ведомости и попадает документ о технологии защиты ценных бумаг и документов (гриф «совершенно секретно»). Будучи директором полиграфкомбината Кияниченко взял на себя смелость издать письмо № 54000-01/1068 от 18.05.05г., в котором просил начальника Госзнака Украины (являющегося, кстати, департаментом Минфина и подчиненного все тому же Пинзеныку) вывести документы, описывающие технологию изготовления акцизных марок защищенных голограммами из перечня «совершенно секретных». Просьбу удовлетворили. И вот, скажите, что Пинзенык, как экономист, не знал, что делает?
Уже в 2006- ом сказались первые результаты «открытости» Пинзеныка и его подручных. Тогда по информации ряда украинских деловых СМИ, таможня ФРГ задержала в Германии группу фальшивомонетчиков, среди которых были и выходцы из стран СНГ. Как утверждают журналисты, ознакомившиеся с официальным запросом таможни ФРГ в адрес украинских коллег (см. фото), при обыске у фальшивомонетчиков были изъяты, среди прочего, и образцы украинских акцизных марок. Якобы, коды фальшивок совпадали с кодами оригинальных акцизных марок соответствующих серий.
Письмо немецкой таможни, подтверждающее, что в 2006 году на территории ФРГ была задержана крупная партия украинских поддельных акцизных марок
Ссылаясь на украинских оперативников, задействованных в работе по запросу немецкой стороны, журналисты задались вопросом: как немецкие фальшивомонетчики могли узнать реальные коды украинских акцизных марок? Ведь подобная информация является секретной и, по логике вещей, ею владеют лишь соответствующие сотрудники ГНАУ и директор полиграфкомбината «Украина». Примечательно, что сопоставив серии марок, у сотрудников правоохранительных органов родились смутные догадки, что утечка секретной информации могла бы быть возможной, когда полиграфкомбинатом руководил Кияниченко… Хорошо, что сработали немецкие правоохранительные органы и канал поступления в Украину поддельных акцизных марок был перекрыт. Еще через некоторое время спохватились и в Украине и тонкости изготовления ДСО вновь засекретили.
И вот уже в 2008-ом, с очередным приходом Пинзеныка во власть, вновь разворачивается подобное действо по рассекречиванию «заветных марочек». Когда журналисты показали письмо-согласование, отправленное из МВД в Минфин, ряду экспертов в сфере защищенной печати, те обомлели. Реакция профессионалов была однозначной: «Технические нюансы, изложенные в письме – попытка упростить нынешнюю украинскую технологию изготовления защищенных документов, сделать ее доступной для турецких контрабандных центров, специализирующихся на промышленном изготовлении поддельных акцизных марок…».
Между тем, даже на официальных сайтах украинских ведомств, полно информации, что первые же шаги ведомства Пинзеныка в сторону регулирования оборота подакцизных товаров, как минимум неэффективны, если не преступны! Например, на сайте ГНАУ в новостной ленте читаем сообщения, что только в марте этого года налоговики выявили «паленного алкоголя» на общую сумму в более чем 3,2 млн. грн. и несколько подпольных цехов по разливу алкоголя, где применялись поддельные акцизные марки.
А теперь вопрос: почему подобные ляпы случаются именно в то время, когда в кресле министра финансов восседает Виктор Пинзенык, которого коллеги-журналисты давно уже окрестили «классиком украинского политического паразитизма» (заметим, что это, кстати, одно из самых безобидных прозвищ «героя»)? В самом деле, кто, кроме него пытается стать «закулисным кукловодом» и намерено, в угоду теневикам, вводит в заблуждение высокопоставленных должностных лиц государства? Почему всякий раз, когда у власти Пинзенык, изменения технологии изготовления марок инициируются не профессионалами из Госзнака, или из ГП «ПК «Украина» (а они, кстати, уже не раз и не два предлагали варианты усовершенствования имеющихся средств защиты, но не были услышаны), а какими-то сверхзасекреченными «новаторами»? У Минфина что, кроме нелепых нововведений с акцизными марками, больше нет других проблем? Инфляцию Пинзенык уже «победил», уже наполнил «до краев» бюджет? Пора бы уже разобраться и установить автора контрабандных схем, шитых белыми нитками.