В минувшее воскресенье премьер-министр Юлия Тимошенко дала интервью украинскому телеканалу 1+1, во время которого рассказала о тонкостях своей работы в Кабмине, планах на предстоящий год, поделилась своим взглядом на сотрудничество Украины и НАТО и поведала о нюансах киевских выборов.
Последние два дня между Вами и президентом продолжается настоящая информационная война. Я помню, как Вы говорили, что Ваше терпение будет безграничным. Однако в настоящий момент мы наблюдаем, что Вы начинаете отвечать и отвечать достаточно жестко. Ваши избиратели ожидают партнерства. Вместо этого они видят противостояние. Почему так происходит? И давайте будем говорить конкретно. Если какие-то люди – давайте будем называть этих людей. Если есть какие-то краеугольные камни преткновения, то перечислим их.
Во-первых, я продолжаю не отвечать. Это я могу сказать твердо. Я просто продолжаю работать. А, работая, я обязана предпринимать определенные шаги, принимать решение и давать результат. Потому что я ценю единство демократической коалиции и дорожу тем временем, которое нам предоставили люди для наведения порядка в стране.
- Но даже Ваши коллеги по коалиции обеспокоены некоторыми шагами Вашего Кабинета. НУНС на понедельник даже назначил заседание относительно проблем внутри коалиции. Как Вы собираетесь принимать Программу правительства и государственный бюджет, если не имеете поддержки внутри коалиции?
- Дело в том, что бюджет мы приняли. И этот бюджет дал нам возможность повысить пенсии, стипендии, частично выплатить людям сбережения. Потому что мы два года брали на это. Сделали множество очень хороших шагов. Бюджет работает. Но, я думаю, его можно сделать значительно лучшим. Для этого нужно принимать Программу действий правительства. Программа действий правительства находится два месяца в парламенте, и за два месяца парламент даже не поставил ее рассмотрение в повестку дня. Но как только будет принята Программа действий правительства, я мгновенно внесу изменения в бюджет, которые еще улучшат жизнь людей. Я в этом убеждена.
- Вы не пытаетесь таким образом просто получить годовой иммунитет для последующей деятельности Кабмина? По крайней мере, такая версия звучит.
- Для меня Программа действий правительства „Украинский прорыв” – это не бумажки. Это серьезные изменения концепций, это четкое определение стратегий, которые отличаются от всего, что делалось до прихода нашего правительства. И потому мы должны получить на это добро от парламента. И тогда мы после Программы действий правительства будем менять бюджет и претворять реформы в жизнь. Но сегодня мы не стоим на месте. Сегодня мы каждый день принимаем те или другие антикоррупционные меры. Кстати, очень хорошая новость – мы на последнем заседании правительства остановили разбазаривание украинских лесов. У нас гектарами отдавали землю в частное пользование, и причем, как правило, нашей родной украинской олигархии. Мы приняли решение, которое остановило все эти процессы.
- Одной из наибольших и очевидных проблем действующего правительства является галопирующая инфляция. Годовой прогноз она уже превысила. Какой новый прогноз готовит правительство? Можете ли Вы в настоящий момент назвать цифру?
- Дело в том, что мы получили экономику страны от предыдущего правительства не просто с галопирующей инфляцией, а с рекордной инфляцией в мире. 17% годовых - в том году это была абсолютно рекордная инфляция для мира. Мы получили экономику с температурой 40 градусов, с кашлем, насморком. Со всем, что только могли получить. Полный развал государственных корпораций, которые, например, поставляют газ, электроэнергию, которые осуществляют перевозку железной дорогой. Сегодня мы шаг за шагом исправляем ситуацию. Но сделать это мгновенно не удавалось еще никому. Сегодня подключилась мощная мировая инфляция. Никогда в жизни такого не было, чтобы инфляционные показатели в Европейском Союзе достигали таких цифр. Во всех странах мира практически. Но я взяла обязательство перед страной, когда пришла на должность премьера, что ту галопирующую инфляцию, которую мы получили в наследство от предыдущего правительства, мы за 5-6 месяцев преодолеем. Это реальный прогноз, и через 5-6 месяцев я перед страной буду отчитываться за остановку инфляции. Инфляции через 5-6 месяцев в стране не будет.
- Хорошо. А цифры мы в настоящий момент можем услышать?
- Я думаю, что в настоящий момент дело не в цифрах, а в тенденциях. Тенденции на сегодняшний день мне нравятся. Потому что уже в этом месяце мы видим по многим продуктам питания не просто остановку роста цен, а даже некий позитивный сдвиг. Но по некоторым позициям есть проблемы.
- По информации прессы, правительство готовится назвать цифру в 14%, но также говорят о том, что это слишком оптимистично, потому что МВФ и Мировой банк говорят о 17%. Вы только что говорили о том, что можно укротить инфляцию в течение 6 месяцев. Можно конкретнее об этом аттракционе укрощения такого страшного зверя – инфляция. Как Вы будете это делать? Если можно – по шагам.
- Я думаю, что шаги являются абсолютно очевидными. Первое, мы занимаемся в настоящий момент демонополизацией. К сожалению, так случилось, что за 17 лет всего 5 кланов в стране имели возможность строить что-то мощное. И потому сегодня монополизация на рынках практически всех пищевых товаров. Мы сегодня делаем так, чтобы Украина стала интегрированной в мир, чтобы Украина получила нормальный товарооборот. Кроме того, мы разобрались с розничными сетями – супермаркетами. Мы посмотрели, что иногда наценка в супермаркетах достигает 40%, а иногда и 70 % по сравнению с ценами производителя. И сегодня мы работает над тем, чтобы такого не было. Мы подписали Меморандум с супермаркетами, что наценка не будет превышать 10% от цен производителя по ключевым продуктам питания. Причем, это при абсолютно добровольной договоренности с владельцами сетей супермаркетов. Мы сегодня пытаемся сделать так, чтобы госрезерв правильно и своевременно делал интервенции.
- В изменениях в госбюджете предусматриваете ли вы повышение прожиточного минимума, повышения зарплат, пенсий? Это закладывается в бюджет?
- Да, безусловно. В изменениях в бюджет у нас будут повышены пенсии, зарплаты. И мы будем очень серьезно выполнять социальные программы. Как для многодетных семей, так и для детей, которые сегодня без родителей. Мы будем предпринимать серьезные шаги для инвалидов. Тот экономический рост, который мы сегодня имеем - а мы сегодня имеем очень интенсивный, эффективный экономический рост - на базе этого и на базе детенизации экономики – а мы дали уникальные результаты – через выполнение Программы „Контрабанда-СТОП” мы вдвое увеличили доходы бюджета от таможни. Из-за прекращения неуплаты налогов мы почти вдвое увеличили доходы от сбора налогов. Особенно налога на прибыль. Это все доходы бюджета, благодаря которым за счет стремительного экономического роста и детенизации экономики мы сможем опять предпринимать очень сильные социальные шаги.
- Юлия Владимировна, вопрос газа. Вы обещали убрать всех газовых посредников, но один все же остается – «РосУкрэнерго». Почему так? Почему не удалось договориться с «Газпромом», и, собственно, какие планы на следующий год - цена, поставщик?
- Мы убрали посредника на внутреннем рынке – «Укргазэнерго». Это практически тот посредник, который на коррумпированной основе узурпировал весь внутренний рынок Украины. Сегодня на внутренний рынок газа в Украине мы вернули НАК "Нефтегаз". И весь объем газа будет получать от России и отдавать на Украину НАК "Нефтегаз". В настоящий момент по настоянию российской власти, по настоянию «Газпрома» еще на некоторое время они хотят оставить «РосУкрэнерго». Но «РосУкрэнерго» не будет заходить в Украину. Они будут на российской территории отдавать газ НАК "Нефтегазу". И то, что НАК "Нефтегаз" сегодня возвращается на внутренний газовый рынок Украины - государственное предприятие - дает все основания говорить, что его бюджет будет сбалансирован, и наша газотранспортная система будет защищена. Это значит, что банкротства НАК «Нефтегаза» уже не будет.
- На саммите в Бухаресте присоединения к Плану действий НАТО было отодвинуто. Ваша позиция по этому поводу до сих пор неизвестна. С вашей точки зрения, то, что было в Бухаресте, это украинское поражение или украинская победа?
- Я думаю, что это динамика украинского сотрудничества с НАТО. Хочу напомнить, что с НАТО работают все страны мира, независимо от того, являются ли они членами НАТО или нет. Кстати, из стран, которые не являются членами альянса, самым эффективным партнером является Россия. Такого сотрудничества, какое Россия имеет с НАТО по всем направлениям, Украина еще не имеет. Потому Украина и дальше будет работать с НАТО. В то же время, я еще раз хочу подтвердить, на чем сошлись все политические силы в Украине, слева, справа, на Востоке и на Западе - все сошлись на том, что вступления в НАТО без проведения Всеукраинского референдума не будет.
- Ваша программа-минимум в настоящий момент - выборы киевского мэра. Говорят, что сам факт переизбрания киевского мэра - это большая победа БЮТ. Но достаточно уважаемые социологи говорят, что ваша кандидатура - Александр Турчинов - имеет только 4,5% поддержки избирателей. Что вы будете делать, если вы настаиваете именно на этой кандидатуре, для того, чтобы догнать и перегнать двоих основных претендентов – Черновецкого и Кличко, которые вместе имеют больше 50% поддержки избирателей?
– Во-первых, то, что объявлены досрочные выборы в городе Киеве мэра и в Киевраду, - это большая победа киевлян, в первую очередь. Потому что киевляне просто, мне кажется, уже и дня не хотели терпеть мэра Черновецкого, и всю эту его вакханалию с землей, с собственностью, когда миллиарды потерял киевский бюджет, из-за коррупций с землей, из-за масштабной коррупции во всех направлений. Во-вторых, наша команда предложила на должность мэра Киева самое дорогое, что у нас есть - это Александр Турчинов. Это человек, который работал председателем Службы безопасности, и был просто ужасом для всех коррупционеров Украины. За это его досрочно и убрали. Кстати, он является доктором экономических наук, и как раз диссертация у него - по борьбе с коррупцией и теневой экономикой. Кроме того, он - наилучший организатором, которого я знаю, хозяйственник, и мы верим в то, что Александр Турчинов победит.
- Если вдруг вы будете видеть, что ожидаемых цифр для победы он не имеет, вы поддержите в таком случае более успешного кандидата от демократических сил? И вообще, рассматриваете для себя такую возможность?
- Дело в том, что от демократических силе сегодня только один кандидат - Александр Турчинов. Все остальные кандидаты пошли в мэры самовыдвижением, то есть не от политических сил, а по своей собственной инициативе. Поэтому Турчинов сегодня является единственным кандидатом от демократических сил.
- Что будет фишкой этой избирательной кампании? Вы лично? Хватит ли Вас лично одновременно на правительство, и на митинги в каждом микрорайоне города?
- Знаете, главной фишкой, как вы говорите, на выборах мэра Киева, Киеврады будет наша десятилетняя безукоризненная работа в политикуме.