Намедни МИД Грузии обратился с просьбой к ООН, ОБСЕ и международному сообществу поддержать миротворческие инициативы в отношении Абхазии и Южной Осетии. Поводом для выражения обеспокоенности официального Тбилиси стала распространенная внешнеполитическим ведомством России информация о том, что президент Владимир Путин поручил правительству оказать «предметную поддержку» населению Абхазии и Южной Осетии. То, о чем многие говорили и во что не хотели поверить, фактически свершилось – Кремль дал понять мировому сообществу, что повторение косовского сценария на Кавказе - не плод воспаленного воображения «недалеких» экспертов.
Информированные источники утверждают даже о наличии секретного указа Владимира Путина, которым российским министерствам и ведомствам предписывается ускорить работу по установлению прямых отношений с Абхазией и Южной Осетией. Собственно, существует указ или нет – не столь важно, ведь полученные МИДом РФ от Кремля официальные директивы сами по себе говорят о многом.
Чиновники министерства подчеркивают, что «выполнение поручений президента позволит создать механизмы всесторонней защиты прав, свобод и законных интересов российских граждан, проживающих в Абхазии и Южной Осетии». Правительству же поручено взаимодействовать с фактическими органами власти Абхазии и Южной Осетии «в торгово-экономической, социальной, научно-технической областях, в сфере информации, культуры и образования, в том числе с привлечением российских регионов». К тому же устанавливается перечень имеющих силу в РФ документов, выдаваемых физическим лицам фактическими органами власти Абхазии и Южной Осетии, и признается правосубъектность юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с законодательством Абхазии и Южной Осетии. А Федеральным органам исполнительной власти РФ поручено осуществлять сотрудничество с Абхазией и Южной Осетией в рамках правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам. Выражаясь не на косноязычном бюрократическом языке, все перечисленное выше означает, что РФ пошла «на таран» территориальной целостности Грузии. Мировому сообществу свои действия россияне объясняют стремлением позаботиться об интересах населения Абхазии и Южной Осетии, в том числе и о проживающих там российских гражданах.
Последнее весьма интересно, ибо намедни, комментируя передачу украинским МИДом проекта меморандума об этапах и порядке вывода до 28 мая 2017 года военных формирований Черноморского флота РФ с мест его временной дислокации на территории Украины, Чрезвычайный и Полномочный посол России в Украине Виктор Черномырдин заявил: «Вы что, хотите консультаций? Там живые люди, там живут офицеры, у них семьи, дети, зачем вы это делаете?» В присущей ему манере Виктор Степанович попытался удивиться: «За девять лет? А что, пора говорить об этом? Да ладно, слушайте, 2017 год определен договором. В 2017 году флот будет выведен, чего заранее…», - сказал дипломат.
К слову, в МИДе РФ и вовсе, «наплевали» на инициативу украинских коллег, подчеркнув неактуальность для российской стороны предложенных консультаций.
Разумеется, девять лет – срок немалый. Однако и вывод кораблей - дело не одного дня и даже года. К тому же, по мнению военных экспертов, в России на сегодняшний день просто нет базы, готовой принять Черноморскую флотилию. Принимая во внимание тот факт, что Москва до сих пор не задумывается даже о поиске нового места для дислокации флота, перспективы расквартирования у себя на Родине семей морских офицеров, которые несут вахту в бухте Севастополя, и вовсе, выглядят удручающими. Не получится ли в будущем так, что Россия «затормозит» вывод своих ВМС, переведя проблему из чисто военной плоскости в социальную? Философские умозаключения г-на Черномырдина, вероятно, являются подготовкой почвы для этого.
Однако вернемся к грузинским событиям. Нужно отметить, что сигналы официальной Москвы были хорошо услышаны на Кавказе. Мятежные территории уже заявили, что директива Путина – едва ли не последний шаг на пути признания независимости Абхазии и Южной Осетии. «Подыграть» Путину на этом направлении было решено открытием непризнанной республикой Южная Осетия своего посольства в другой такой же непризнанной республике Абхазии.
Намедни между двумя регионами были подписаны соглашения о сотрудничестве торгово-промышленных палат и в таможенной сфере. Теперь в Сухуми и Цхинвали ждут появления российских представительств.
Поясним, 25 апреля Совет Федерации РФ на своем пленарном заседании намерен рассмотреть обращение Южной Осетии и Абхазии о признании этих республик Россией. На днях, выступая на заседании верхней палаты российского парламента, спикер Сергей Миронов заявил, что к концу апреля будет выработан проект постановления по этому вопросу и будет выражена «принципиальная и очень взвешенная государственная позиция». Информированные источники утверждают, что такой документ готовится в профильных комитетах и комиссиях верхней палаты, в частности – в комитете по делам СНГ. Тем самым, секретный указ Путина (если таковой действительно имеется), так и останется секретным, а выполнение нелицеприятных в глазах мировой общественности функций будет возложено на чиновников пониже рангом.
Согласитесь - ситуация напоминает события новейшей украинской истории, когда краснодарский губернатор, исключительно «по собственной инициативе», решил переписать географические карты и попытался сделать из украинского острова Тузла российскую косу Тузла. Кремль, как Вы помните, тогда «и в ус не дул» - до чего самостоятельными в принятии решений бывают чиновники на местах и, главное, насколько хорошо они знают историю и географию (когда-то Тузла действительно была косой и соответствующим образом отображалась на географических картах). А сколько еще в России «историков» (помимо мэра Москвы Юрия Лужкова), осведомленных о том, что город Севастополь еще с Крымской войны 1853-1856 годов стал известен миру, как «город русской морской славы» - одному Богу известно. Гражданам с Печерских холмов задуматься об этом будет не лишним.
Собственно, как и том, что в настоящее время российская политическая элита открыто и живо обсуждает своевременность момента для принятия радикальных решений относительно Грузии. Так, например, хорошо известный у нас в стране первый заместитель председателя комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Константин Затулин считает, что сейчас не совсем подходящий момент для признания самопровозглашенных республик Кавказа. Мотивирует он это тем, что президентство Дмитрия Медведева не стоит начинать с шагов, которые резко осложнят его отношения с Западом. Поскольку, по мнению Затулина, признание Абхазии и Южной Осетии несет в себе элемент риска, решение необходимо отложить до декабря. В то же время этот информированный депутат заявил, что высшее руководство России настроено более радикально, нежели Госдума и МИД и склоняется к более ранним срокам признания республик. Некоторые другие «эксперты» согласны с г-ном Затулиным и утверждают, что если Москва пойдет на обострение до парламентских выборов в Грузии (май 2008-го года), то это негативно скажется на шансах оппозиции их выиграть. Хотя, в принципе, открытие представительств РФ в непризнанных республиках, большинство российских политиков считают вполне возможным и даже юридически обоснованным.
Не пора ли задуматься над тем, что готовит Россия нам? Ведь Белокаменная одним предложением четко сказала, что не допустит вступления в НАТО ни Грузии, ни Украины.