Еще год назад мир знал только одного ниспровергателя Черновецкого – временно не работающего гражданина Украина
Юрия Витальевича Луценко, лидера нового политпроекта с броским названием «Народная Самооборона», отправленного в отставку борца с милицейским произволом и вообще вечным революционером. За несколько месяцев новорожденное объединение превратилось из нарисованного кулака в спасителя верной президенту фракции в парламенте, собирала по 10 тысяч людей на митингах в регионах и обещала приступить к всеобщей «перезагрузке власти». Начать «самооборонцы» планировали с Киева, откуда впервые во всеукраинский тур выехал «Неоплан» с их фирменной символикой.
Но вот завершилась процедура регистрации в теризбиркоме, в сонме многочисленных блоков и партий «Самооборона» теряется в довеске к «Нашей Украине», а фамилия Луценко отсутствует в списке кандидатов на должность киевского городского председателя.
Воздерживается от публичной активности и сам министр внутренних дел.
Свое неучастие в киевской кампании Луценко постарался объяснить очень оригинальным способом. Сегодня он заявил о том, что, дескать, выборы-то всего-навсего
«временные» и чуть ли настоящие, но голосование 25 мая необходимо - лишь бы ушел Черновецкий.
«Да, это временные, переходные выборы. Мы выбираем временного руководителя города», - сообщил Луценко. По его словам, у этой избирательной кампании две цели – «убрать Леонида Черновецкого и поменять лицо киевской власти».
«Новый градоначальник, пусть не самый профессиональный и опытный, но другой, подкрепленный профессиональной командой, - лучше для города», - добавил Луценко.
Руководитель Западной аналитической группы Орест Друль считает, что в сложившейся ситуации Луценко поступил единственно правильно. «Если бы все поступили, как он – отказались от собственных амбиций и поставили на одного кандидата от демократических сил или, скажем иначе, на реальных оппонентов Черновецкого – то вопроса с возвращением Черновецкого вообще бы не существовало. Тут он поступил исключительно как реалистичный политик, и в этом случае к нему нельзя предъявить никаких претензий», - сообщил RUpor`у политолог.
Отсутствие на горизонте «единственного и неповторимого» кандидата от оппозиции эксперта не смущает. Несмотря на то, что надежда на самоотвод зарегистрированных кандидатов ради общей победы исчезает с каждым днем, «выборы в Киеве еще хранят в себе сюрпризы». «Я думаю, что не стоит исключать вариант снятие Черновецкого с выборов. В нашей политике всякое возможно, и такой вариант тоже не исключение», - отметил Друль.
«Политическое хулиганство»
Не стоит сбрасывать со счетов и субъективные факторы. Руководитель социологической службы «Украинский барометр» Виктор Небоженко считает, что отказ министра от участия в киевских выборах не является частью специального плана Луценко или «Народной Самообороны». Просто не сложилось. «Это сложный вопрос для любого украинца – остаться во власти или пойти в демократию, тем более, такую шумную и грязную, как киевский горсовет», - заявил RUpor`у Небоженко.
К тому же, «власть» выдвинула своего кандидата – вышестоящего над ним первого вице-премьер-министра Александра Турчинова. Да и после теплого поздравления с победой в штабе БЮТ в первую ночь после досрочных выборов «Самооборона» только условно держится на «нашеукраинском» плоту.
Не стали баловать министра вниманием и иные политсилы. «Он с удовольствием принимал бы участие в этой кампании, если бы он имел уверенность, что он будет поддержан хотя бы где-нибудь – либо со стороны Тимошенко, либо со стороны президента, либо со стороны большинства НУ-НСа. Но ни первое, ни другое, ни третье ему не засветило», - продолжает директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский.
«Пойти в демократию» не пускает и изрядно упавший рейтинг политика. Как считает эксперт Школы политической аналитики Национального университета «Киево-Могилянская академия» Алексей Кошель, при всех абсолютных показателях его явно недостаточно для успешного вхождение на политический Олимп столицы.
Виной тому выбранный когда-то министром стиль политический борьбы, который можно окрестить, как «политическое хулиганство». Еще со времен акции «Украина без Кучмы» он дарит лапти президенту, приносит к зданию МВД предназначенный для главы ведомства стакан с бычьей кровью, голосует чужими карточками и т.д. и т.п. Именно Луценко с двумя давними приятелями – Михаилом Свистовичем и Владимиром Чемерисом – устанавливал самую первую палатку осенью 2000-го года на замерзшем тротуаре Крещатика.
Однако Луценко не одинок в своем амплуа. «Он использует те же самые методы, что и Юлия Тимошенко, и в этом его роковая ошибка, - убежден Кошель. – К сожалению, он не понимает, что она является уникальным явлением в украинской политике».
«К тому же, он слишком быстро захотел достичь ее высот. Вы вспомните, как она строила свой страдальческий имидж героя. Капля за каплей, постепенно. Начиналось все с выборов по мажоритарному избирательному округу в 1997-1998 гг. в Кировоградской области. Тогда с ней начали происходить первые эксцессы, первые перипетии. Каким-то странным образом возле нее раздался взрыв, упал телеграфный столб. С тех пор яркий драматизм и соответствующий образ «спасительницы» не разлучен с Тимошенко. Луценко же захотел всего этого сразу», - добавил политолог.
Сложно назвать Юрия Витальевича и последовательным политиком. Убежденный революционер и борец с «ментовским беспределом», автор бессмертного слогана «милиция с народом» и непревзойденных разработок по ненасильственному сопротивлению власти – от осады административных зданий до популярного самиздата – три раза подряд (в 2005, 2005, 2007) соглашается возглавить МВД.
Очередной пример жонглирования своими обещаниями Луценко привел буквально совсем недавно, пообещав уставшим от засилья насильственной преступности оперативникам, а вместе с ними и всем честным гражданам лоббирование изменений в законодательство с целью возобновления смертной казни в Украине. А через несколько дней от него же пришлось услышать о том, что «вышка» действительно вернется, но… только лет через десять.
«Вот, если бы он во второй раз сказал, что смертная казнь должна быть для педофилов, тогда это нормально. Избиратели восприняли бы это известие как уточнение, причем с явным одобрением», - считает Кошель.
На смену Тимошенко?
Но прощаться с карьерой публичного политика Луценко не стоит. Использование политического инструментария действующего премьер-министра может обернуться для него совершенно неожиданными преимуществами.
«Я считаю, что, поскольку он играл на поле близком к Тимошенко, пока она на гребне - ему ничего не светит. Но, если вдруг начнется «нисходящая» Тимошенко, тогда будет запрос на таких шутов, как нынешний министр, который хочет в Европу и предлагает ввести смертную казнь», - объяснил RUpor`у Погребинский.
С ним согласен Небоженко. «Он экстремальный, как и Юлия Владимировна, он любит экстремальные виды политики. Он прекрасно понимает, что дело идет к серьезному политическому кризису, и его способность делать экспромты в экстремальных ситуациях очень сильно будет востребована. Такие качества дает возможность не утонуть, не потерять будущее», - подчеркнул эксперт.