Намедни российский МИД заявил о том, что официальная Москва приняла ряд «адекватных мер» в связи с решением Украины запретить мэру Москвы Юрию Лужкову въезд на украинскую территорию. В частности, вводятся ограничения на въезд в РФ тех украинских политиков, которые наносят ущерб Российской Федерации. В распространенном департаментом информации и печати МИД РФ заявлении не приводится список политиков персон нон-грата, но сам факт несимметричности «адекватных мер», предпринимаемых Белокаменной, на лицо.
Можно констатировать, что приезд Лужкова в Севастополь на празднование 225-ой годовщины Черноморского флота РФ и его шовинистские высказывания (мэр Москвы в очередной раз поставил под сомнение принадлежность Севастополя, заявив, что с 1948 года город имел статус государственного подчинения и, следовательно, в 1954 году не мог быть подарен Украинской ССР вместе со всем Крымом) спровоцировали очередной этап дипломатической войны. Напомним, что год назад усилиями Арсения Яценюка, который возглавлял на тот момент украинское дипломатическое ведомство, удалось «разрулить» подобную ситуацию и договориться с РФ о ликвидации «черных» списков. Но, к сожалению, истории свойственно повторяться.
Думается, не стоит драматизировать ситуацию по поводу наших «невъездных», а вот поучиться у россиян и задуматься о проведении более жесткой линии в отстаивании собственных территориальных интересов - как раз самое время. Собственно, проблема Лужковых, Затулиных, Жириновских и еже с ними – лишь верхушка айсберга, который в свое время обязательно «столкнется» с Крымским полуостровом и городом Севастополем, в частности. Тем, кому в Украине до сих пор кажется, что Россия подобно страусу спрячет голову в песок и распрощается с землями, которые считает исконно русскими, настоятельно рекомендуем не обольщаться. Один лишь факт, что руководство РФ отбрасывает даже мысль о начале переговоров по подготовке мероприятий для вывода флота (соответствующий меморандум, переданный весной этого года российским коллегам украинским МИДом, даже не рассматривался руководством Белокаменной), говорит сам за себя. К тому же, не исключено, что «российский айсберг» не станет ждать 2017 года и, возможно, попробует «столкнуться» с украинскими Севастополем и Крымом по грузино-абхазскому сценарию, например, в момент следующего приближения Украины к Плану действий по обретению членства в НАТО (ПДЧ).
Ведь в Альянс не принимаются страны, имеющие нерешенные территориальные проблемы и «замороженные конфликты».
В этой связи становится очевидным, что уже давно назрела необходимость «торпедировать» на переговорах с РФ проблемы подготовки вывода Черноморского флота и делимитации границ. Однако Москва всячески старается отодвинуть во времени начало конструктивного диалога, пытаясь представить последние предложения Украины как планы по денонсации договора и началу досрочного выведения флота из украинской акватории Черного моря. Что в такой ситуации должна предпринять Украина? Возможно, именно сейчас уже пора подключать к проблеме мировое сообщество. Также необходимо воспользоваться своим преимуществом в ВТО и включить данные проблемы в повестку ВТОшных переговоров с РФ. К тому же, несмотря на то, что окончательное урегулирование этих вопросов является предметом двусторонних переговоров, Украина просто обязана в ближайшее время принять ряд внутренних законопроектов. Сделать это необходимо в первую очередь для того, чтобы подготовить нормативную базу для дальнейшего развития Крыма и Севастополя в так называемый постмилитаристский период. Следует учесть, что, например, в инфраструктуре Черноморского флота РФ на данный момент трудится более 30 тысяч севастопольцев, и предмет их дальнейшей переквалификации и трудоустройства актуален уже сейчас. В противном случае для небольшого приморского городка в ближайшее десятилетие будет создана социальная напряженность, граничащая с катастрофой. Не менее насущна и проблема дальнейшего использования акватории. Необходимо на государственном уровне разработать план мероприятий по перепрофилированию и реорганизации земель и инфраструктуры с милитаристской на курортно-туристическую, что даст возможность решить вопросы трудоустройства рабочей силы высвобождающейся с выводом флота.
Также нельзя не учитывать, что вывод флотилии, даже в благоприятных политических условиях, по техническим причинам растянется не на один и не на два года. Эксперты и военные утверждают, что для подобной передислокация войск потребуется (вместе с подготовительными мероприятиями) от пяти до семи лет. Это означает, что создание украинско-российской рабочей группы, которая занималась бы подготовкой организационных мероприятий по выведению Черноморского флота с территории Украины – задача ближайшего времени.
Похоже, что в Секретариате президента Украины это хорошо понимают.
На днях Виктор Ющенко обязал украинское правительство вплотную заняться данной проблематикой для того, чтобы в скором времени выйти на переговоры с РФ с пакетом конструктивных, политически незаангажированных предложений. «Злые языки» уже успели связать в один клубок последние инициативы гаранта с «проблемой Лужкова» и очередным МИДовским скандалом. Очевидно, чтобы ставить под сомнение и серьезно оспаривать своевременность действий Виктора Ющенко, аргументации у пророссийских «экспертов» явно недостаточно. Поэтому многие из них опускаются до заурядного политиканства, умышленно забывая о том, что осенью Украину и Россию ждет переподписание Большого договора о сотрудничестве, в котором существует и рамочное соглашение о пребывании ЧФ РФ на украинской территории.