Жители столицы сделали свой выбор. Точка. С плеч Юлии Тимошенко свалилась, наконец, огромная гора. Хотелось бы надеяться, что премьер-министру страны более ничто не помешает выполнять свои прямые обязанности. Согласитесь, забавно было наблюдать, как глава правительства, пустив на самотек экономические процессы, мотается по Киеву, принимая участие в импровизированных митингах. Меж тем, пока Юлия Владимировна проводила агитационную кампанию, Украина столкнулась с новыми вызовами, требующими безотлагательной реакции исполнительной власти. Намедни Европейский Союз ограничил импорт украинского подсолнечного масла, поскольку официальный Киев так и не удосужился предоставить гарантии отсутствия в экспортируемом продукте минеральных примесей. Еврокомиссия распорядилась провести расследование и изъять из продажи примерно 40 тысяч тонн недоброкачественной продукции в 13 странах ЕС.
Ситуация и впрямь довольно неприятная, поскольку Украина является крупнейшим мировым поставщиком подсолнечного масла и ежегодно экспортирует 1,6-1,8 млн. тонн, из которых более половины идет в страны Европейского Союза. Очевидно, что в дальнейший ход процесса просто обязано вмешаться украинское правительство. В противном случае целой отрасли отечественной экономики грозит стагнация. К сожалению, чиновникам с ул. Грушевского пока не до проблем маслопроизводителей. До сегодняшнего дня Кабмин так и не удосужился создать комиссию для расследования инцидента и не предпринял попыток отстоять законные интересы наших экспортеров. Подобное бездействие исполнительной власти не совсем созвучно с постоянными месседжами г-жи Тимошенко и ее окружения о приоритетности наполнения бюджета страны. Складывается впечатление, что в правительстве собралась компания временщиков, к тому же имеющих весьма поверхностные познания в экономике. Разумеется, куда проще продать какой-нибудь ОПЗ или Укртелеком, нежели активно отстаивать права наших производителей на международной арене.
Пока правительство играет в молчанку, независимые эксперты усмотрели в инциденте элементы недобросовестной конкуренции в отношении наших товаропроизводителей. Думается, совсем не лишним будет напомнить кабминовским чиновникам, что Украина является 152-м членом ВТО и просто обязана отстаивать свои права. Членство в мировом торговом клубе предоставляет возможности уменьшить потери от антидемпинговых расследований и ослабить тарифные и нетарифные барьеры для экспорта отечественной продукции на внешние рынки. Было бы желание. Пока же бюджет страны недополучает «свои кровные» от экспортеров масла, и сколько еще это продлится – неизвестно. Может стоит взглянуть на опыт некоторых отраслей (металлургия, химия, текстильная промышленность, транспорт), которые уже давно адаптировались к условиям работы на внешних рынках?
Следует заметить, что Украина несет ощутимые потери и на других «фронтах». Глава правительства так увлеклась столичной мэрской кампанией и продвижением своего вице-премьера на киевский трон, что упустила благоприятный момент, сложившийся на мировых рынках зерна. Очевидно, что недавнее решение правительства упразднить квоты на экспорт зерна несколько запоздало. Странно, почему только на днях Юлия Тимошенко поняла, что в закромах Родины рискует окончательно сгнить часть прошлогоднего урожая? Даже неэкспертам было видно, что с января цены на зерно поднимались стремительнее, нежели на энергоресурсы, а за последний год выросли втрое. Еще в феврале подтвердился прогноз на щедрый урожай зерновых. Аналитики утверждают, что нашим аграриям по силам собрать до 40 млн. тонн зерна этим летом. Думается, украинскому правительству уже в марте необходимо было проводить интервенции на мировых зерновых биржах, ведь именно в то время пшеница продавалась по заоблачным ценам в 800 долларов за тонну (для сравнения - осенью прошлого года цена не превышала 350 долларов). Очевидно, что Тимошенко придерживала зерно, побаиваясь спровоцировать рост цен на внутреннем рынке. Теперь же страна рискует получить за зерно практически вдвое меньше, нежели могла бы в начале весны. Еще первая попытка украинского правительства (напомним, 23 апреля Тимошенко заявила, что снимает все ограничения на экспорт зерна, а через три дня взяла свои слова обратно) распродать излишки зерновых натолкнулась на адекватную реакцию мирового рынка. По данным некоторых зарубежных экспертов, в конце апреля цены стремительно упали на 40%, вернувшись к показателям осени прошлого года. Аналитики утверждают, что после заявления Тимошенко, спровоцировавшего падение котировок, только чикагская биржа потеряла около миллиарда долларов.
Очевидно, что украинский юмор в торговле на мировых рынках неуместен. Украина должна была без резких телодвижений торговать зерном с начала этого года, дабы иметь максимальный эффект от экспорта зерновых. В этой связи не лишним было бы рассмотреть предложение России, которая устами своего аграрного министра на днях заявила о необходимости координации действий Украины, России и Казахстана на рынках зерна. Думается, для того, чтобы избежать аналогичных потерь при продаже нового урожая, совершенно уместно было бы согласиться с доводами россиян и создать пул экспортеров по типу нефтяного ОПЕК для того, чтобы в будущем совместно «раскачивать» международные биржи зерновыми интервенциями. Сделать это необходимо еще и потому, что за два года усилиями нашей исполнительно власти украинские экспортеры были практически выдавлены с международных рынков (напомним, что запрет был введен правительством Януковича, а затем продлен Тимошенко), вернуться на которые будет весьма проблематично.