Во всем можно найти элемент позитива. Даже в результатах голосования за блок НУ-НС на киевских выборах. По крайней мере, это дает время национально-демократическим силам учесть уроки «киевского унижения», провести модернизацию своей деятельности и осуществить кадровое обновление в канун значительно более серьезных и более ответственных президентских выборов.
Основным уроком киевских выборов является то, что национально-демократические силы ни на какие выборы не могут идти в одиночку. По количеству набранных голосов Блок Кличка, Блок Катеринчука, «Свобода», НУ-НС, УНП и другие, в случае объединения усилий, имели бы влиятельную (возможно, наибольшую) фракцию в Киевраде, а не очутились за бортом киевской политики. Если бы, конечно, смогли сбалансировать собственные интересы в рамках единого политического блока.
Другим выводом выборов 2008 года является то, что национально-демократические силы таки должны привязываться к фигуре политического тяжеловеса. Выборы в Киеве наглядно продемонстрировали, что для патриотических сил на сегодня альтернативы Виктору Ющенко, как лидеру, таки нет. Нужно признать, что попытки вырастить «alter Ющенко» – Юрия Луценко – закончились полным провалом из-за несопоставимости масштабов личностей.
Как-то иначе воспринять тот факт, что министр внутренних дел, который публично позиционирует себя как лидер Блока «НУ-НС», набирает только 2% поддержки, нельзя. И это при том, что в Киеве одних только милиционеров проживает 24-25 тысяч. Наши коллеги, вовлеченные в проведение екзит-полов, на условиях анонимности «слили» очень интересную информацию: если судить по милицейским общежитиям, то средний процент киевлян – работников МВД, которые отдали свои голоса за НУ-НС («Блок Луценко»), – 8-10%.
С одной стороны, это очень хороший показатель для оценки состояния демократии в стране. Он однозначно свидетельствует об отсутствии влияния админресурса на волеизъявление милиционеров и еще раз напоминает о том, что мы живем в демократическом обществе, где потребности в существовании "кравченок" и "билоконей" нет.
Но с другой стороны, в этих процентах воплощен авторитет министра среди подчиненных. В этой связи вспоминается пример кучмовского министра транспорта Анатолия Кирпы. Несмотря на поддержку Кирпой непопулярного в народе режима Кучмы, «железка» давала результат поддержки министра на уровне 60-70%. И админресурс здесь ни при чем.
Речь уже не идет об авторитете министра внутренних дел Луценко среди простых киевлян: 2% - достаточно иллюстративная оценка министра и в его борьбе с преступностью, и в его публичной деятельности. Чего стоят PR-трюки Луценко с «пощечинами» Черновецкому на заседании РНБО или комментирование любых тем на «грани фола».
Еще одним уроком для всех демократических сил является то, что политико-идеологическое обслуживание конфликта Тимошенко с президентом Ющенко ничего, кроме самоуничтожения, не несет. Если в «оранжевом» Киеве никому до того не известный политический блок Черновецкого набирает больше, чем БЮТ и НУ-НС вместе взятые, то это серьезный звонок.
Во-первых, во взаимной борьбе «оранжевых» проигрывают все.
Во-вторых, «оранжевый» сегмент рискует «сжечь» в этой борьбе и интригах наиболее узнаваемых фигур (примеры «самосожжения» Анатолия Гриценко и Геннадия Москаля потому наилучшая иллюстрация).
В-третьих, межпартийные и межблоковые конфронтационные процессы несут непосредственные угрозы для национальной безопасности Украины, собенно в условиях постоянного внешнего прессинга России, системных экономических вызовов и тому подобное.
В конечном итоге, если верить информации одного из избирательных штабов, проводившего социсследование в Киеве в середине мая 2008 года, 13% «оранжевого» электората не поддерживали БЮТ и НУ-НС в связи с постоянной провокацией с их стороны внутренних конфликтов и конфликтов с президентом.
На киевских выборах 2008 года рельефно поставлен еще один вопрос: для победы в избирательной кампании мало иметь узнаваемых и харизматических лидеров, мало прошлого авторитета. На выборах нужно иметь четкие программы деятельности. У партий, которые пробовали подменить конкретные программы демагогией, слоганами и просто партийной риторикой, результат оказался катастрофическим. Другими словами, на следующие избирательные кампании национал-демократические силы должны выходить не только с остротами и экспромтами «от Луценко», но и с серьезными программными документами.