В ДЕТАЛЯХ

2008.06.03

Украина готовит массовые акции против рейдеров

Нового пика достиг конфликт между акционерами и топ-менеджментом Проминвестбанка. Руководство банка объявило о намерении провести допэмиссию, которая размоет доли десятков тысяч акционеров. Акционеры банка, в свою очередь, заявили о начале рейдерского захвата и обещают массовые акции протеста


На прошлой неделе нового пика достиг конфликт между акционерами и топ-менеджментом Проминвестбанка . Руководство банка объявило о намерении провести допэмиссию, которая размоет доли десятков тысяч акционеров. Акционеры банка, в свою очередь, заявили о начале рейдерского захвата банка и обратились в силовые органы и Госкомиссию по ценным бумагам и фондовому рынку с просьбой расследовать и прeсечь размытие своих долей. Все ждут собрания акционеров, которое объявлено на 30 июня в пгт. Бортничи Киевской области. Ключевым вопросом повестки дня объявлено увеличение уставного капитала на 430 млн. гривен – до 630, 175 млн. гривен путем дополнительной эмиссии акций. 

По мнению акционеров банка, настоящей целью допэмиссии является не «повышение финансовой стабильности», а один из этапов банального рейдерского захвата, который планомерно проводит топ-менеджмент Проминвестбанка.

Бессменным руководителем Проминвестбанка является Владимир Матвиенко. Акционеры отмечают, что в последнее время топ-менджеры банка попросту игнорируют наличие десятков тысяч акционеров и ведут себя как единоличные собственники.

Уже сегодня, акционеры крайне ограничены в своей способности влиять на процессы в банке. Владимир Матвиенко собрал под своим контролем все уровни управления акциями. Регистратор и хранитель находятся в самом банке, все операции с акциями контролируются лично Матвиенко, а назначенное на 30 июня собрание акционеров может стать одним из самых ярких примеров размывания долей миноритариев путем допэмиссии акций.

Защищая свои права акционеры уже сейчас обратились в Генеральную прокуратуру Украины, Государственную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку и Службу безопасности Украины с просьбой расследовать легитимность увеличения уставного фонда банка.

История напряженных отношений между акционерами и самим банком тянется еще с 1998 года. По словам миноритария Анны Тепляшиной, сразу после получения сертификатов акций, банк их изъял, аргументируя это новым законом, который обязал акционерные общества внедрить сертификаты нового образца. Однако новые сертификаты никому не выдали, аргументируя это тем, что необходимо провести сверку анкетных данных всех акционеров. Учитывая, что банк имеет более 60 тысяч миноритарных акционеров (из которых никто не владеет более чем 10% акций), такая «сверка» длится уже больше 8 лет, и может длиться  еще 10 лет, допускает Анна Тепляшина. Подтвердить же свою собственность можно лишь путем получения выписки со счета по месту жительства на момент приобретения акций.

То, что после сдачи сертификатов старого образца акционерам не были выданы новые бумаги, эксперты называют грубым нарушением украинского законодательства. Так, в статье 10 Закона Украины «О хозяйственных обществах» от 19.09.91 № 1576-ХІІ сказано, что акционеры имеют право „принимать участие в управлении делами общества”. Представитель акционера Александра Шостака, объяснил эту статью так, что „если у вас нет сертификата, вы не можете ни продать, ни передать, ни подарить эти акции”. Таким образом, сейчас ими управляют не акционеры, как это положено по законодательству, а сам банк, то есть его топ-менеджеры, и делать с ними он может все, что угодно.

В этой, мягко говоря, не до конца ясной ситуации, банк решает провести допэмиссию на 430 млн. гривен. Теперь правление может выкупить ценные бумаги по допэмиссии, и 60 тысяч акционеров рискуют просто стать ненужными, прогнозирует дальнейшее развитие ситуации Анна Тепляшина. „Все, кто имел акции, останутся не у дел. Акции после допэмиссии вообще не будут ничего стоить, а у руководства окажется контрольный пакет” – говорит г-жа Тепляшина.

Интересно в этой истории еще и то, что в Устав Проминвестбанка была внесена норма о том, что акции продаются только по номиналу и только банку. Законом Украины „О хозяйственных обществах”, ст.81 Хозяйственного кодекса Украины предусмотрено, что акции закрытого акционерного общества (коим и является Проминвестбанк) не могут покупаться и продаваться на бирже. Акционеры закрытого общества имеют преимущественное право на приобретение акций, которые продаются другими акционерами общества. В законе речь идет именно об акционерах, а не о самом банке, как считает г-н Матвиенко.                                                                                      

Мнение Владимира Павловича о стоимости акций так же достаточно оригинально – он не допускает даже мысли о рыночной стоимости акций: „Проминвестбанк - акционерное общество закрытого типа. Оно отличается от открытых акционерных обществ тем, что его акции не могут свободно продаваться на рынке. Поэтому те, кто по какой-либо причине хочет продать акции, предлагают их другим совладельцам банка. Так что разговор о рыночной цене акций в данном случае вообще неуместен — у них ее нет”.

Как бы там ни было, но собрание 30 июня может превратиться в массовую акцию протестов. Именно «акцию протестов», так как мало кто из акционеров надеется быть допущенными к участию в собрании. Ограничение участия акционеров стало для Проминвестбанка обычной практикой. На последнее собрание акционеров 24 апреля не были допущены еще и члены Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку.

Больше новостей из этой рубрики
все новости из этой рубрики

Маразмарий

СТЕНКА НА СТЕНКУ