Сегодня во всем мире отмечают международный день защиты окружающей среды. В этот день не только экологи всей планеты, но и чиновники говорят о необходимости заботиться о природе и безопасности людей. Одной из наиболее актуальных проблем в этой сфере можно назвать радиацию.
Когда говорится об радиоактивных отходах, в основном все вспоминают об остатках жизнедеятельности атомных электростанций. Между тем, утилизации подлежат также те радиоактивные «мелочи», которые применяются в медицине, науке, промышленности.
Для сбора и утилизации таких отходов еще в 60-е годы прошлого столетия было создано предприятие «Радон». На сегодня в Украине существует шесть спецкомбинатов «Радон», и пять хранилищ: в Киеве, Днепропетровске, Харькове, Одессе и Львове. Киевское хранилище принимает радиоактивную «мелочь» из Хмельницкой, Винницкой, Житомирской, Киевской и Черниговской областей. Харьков обслуживает Харьковскую, Сумскую и Полтавская область. Днепропетровск принимает отходы из Кировограда, Запорожья, Донецка и Луганска. Одесса обслуживает южный регион, кроме Одесской области сюда входят республика Крым, Николаевская и Херсонская области. А на долю Львова остается западная часть Украины.
О спецкомбинатах «Радона» и их хранилищах начали говорить еще с конца 90-х. Немудрено, потому что построенные в советское время хранилища радиоактивных отходов были рассчитаны максимум на 30 лет. В 1999 году произошел первый инцидент в Харькове – в результате разгерметизации контейнера произошел выток радионуклидов – трития. Немного времени спустя то же повторилось и на известном киевском хранилище в п. Пирогово. И если про состояние киевских захоронений в последнее время говорят много, то ситуация с остальным «радоновским» хозяйством часто остается за пределами внимания.
Между тем, проблема имеет множество нюансов, на которые стоит обратить внимание. Например, по словам заместителя генерального директора государственной корпорации «Радон» Павла Корчагина, за почти десять лет со времени киевской внештатной ситуации с тритием, «родное МЧС ни копейки не выделило, только с прошлого года за это взялась местная власть».
Днепропетровское хранилище, которое обслуживает самые техногенно нагруженные области до сих пор не достроено, строительство уже более 10 лет находится в замороженном состоянии. «В результате этого, - говорит Павел Корчагин,- мы не можем в полном объеме утилизировать РАО,- это и стает причиной того, что потом источники радиации находят где угодно, вплоть до детских площадок»
Против одесского могильника активно выступают жители двух близлежащих сел – Краснознаменки и Радостное, которые находятся всего в полутора километрах от захоронения. Невеселую статистику по онкозаболеваниям в Краснознаменке – 73 онкобольных и 40 человек имеющих заболевания щитовидной железы - по данным районной амбулатории – люди связывают исключительно с близким соседством могильника «Радона». «Сооружение здесь находится с 1961 года,- говорит председатель краснознаменского сельсовет Иван Войников, - за такой срок устареет все, что угодно. Мы неоднократно требовали, чтобы проблему как-то разрешили, провели комплексное обследования жителей. К нам приезжал начальник Одесского спецкомбината и успокаивал тем, что все находится под самым высоким контролем и до 2010 года проблема будет решена»
Между тем, 2010 – дата желаемая, но не реальная. Как объясняют в государственной корпорации «Радон», в правительственной программе по обращению с РАО на 2008-2018 годы действительно стоит перевод комбинатов «Радона» только на временную «передержку» радиоактивной «мелочи» сроком в 2-3 месяца, с последующим вывозом на захоронение в хранилище «Вектор», расположенное в Чернобыльской зоне. Перепрофилировку предприятия, вместе с модернизацией обрудования и защитных средств предложили и активно лоббировали сами «радоновцы». Однако все упирается в финансы. «За все время нашего существовании в Украине,- говорит Павел Корчагин,- комбинат всегда финансировался по остаточному принципу. У нас так, легче что-то закрыть, чем выделить деньги. Например, в нашем ведении находятся спецпрачечные, которые проводят дезактивацию одежды из зараженных зон, защитных костюмов. Так сколько раз поднимался вопрос о их закрытии, мол, не выполняют функции. А том. чтобы выделить средства на новые технологии и подумать, что если вдруг случится какая-нибудь авария, и кто тогда будет заниматься этой работой – об этом никто даже слова не сказал».
Кстати, обещанный вывоз РАО на «Вектор» из спецкомбината в Пирогово по данным «Радона» не будет таким уж полным. Как сообщили в «Радоне» пока данное хранилище может принять лишь малоактивные отходы, и с Пирогово вывезут лишь часть содержимого. Для принятия высокоактивных отходов «Вектор» еще не готов, достраивать будут по меньшей мере в течении года. А уж обещанное жителям одесской области с датой 2010 год представляется весьма и весьма туманным. Между тем, как сообщил Павел Корчагин, среди отходов с которыми спецкомбинаты имеют дело есть такие, излучение которых достигает 1000 рентген. Подобных «мелочей» на хранилищах «Радона» за все время накоплено ни много ни мало – 5000 кубических метров.