Версия о том, что выход двух народных депутатов из Коалиции демократических сил продиктован из России и является спецоперацией ГРУ-ФСБ, на мой взгляд, по меньшей мере, абсурдна. Это, скорее, конфликт между лидерами фракций и депутатами, у которых есть серьезные экономические претензии к лидеру коалиции. Они - политически амбициозные люди, поэтому первыми хлопнули дверью.
Не стоит преувеличивать и их собственную роль в конфликте между премьером и президентом. В таком случае, любое явление социально-политической жизни страны – от хорошего урожая до высоких цен на нефть – следует вписывать во внутреннюю логику противостояния Ющенко и Тимошенко, что, собственно говоря, сейчас и происходит. Я не думаю, что Юрия Бута и Игоря Рыбакова кто-то специально сманивал или шантажировал. Их действия приобрели политическую окраску лишь потому, что коалиция находится на грани развала.
Однако парламентское большинство уже и так не действовало. Это, скорее, была коалиция премьер-министра. И теперь у Тимошенко появилась очень серьёзная проблема: как убедить Запад и украинский политикум в том, что она владеет большинством в парламенте? В противном случае, непонятно, зачем ей держаться за кресло премьера. Ведь тогда станет ясно, что для нее действует правило «власть ради власти».
Отсюда берет свое начало и новая страшная кампания по борьбе с предателями, призванная запугать оставшихся членов Блока ее имени в советах всех уровней. Завтра, во вторник, состоится большой межпартийный съезд, на котором все выступающие будут, как в 1937 году, клеймить позором отступников и приспособленцев.
Но это не снимает ту проблему, из-за которой от Тимошенко уходят депутаты. На самом деле, она не может удовлетворить экономические амбиции и интересы всех своих 150 народных избранников, поэтому находятся те, которые хлопают дверью. Ведь многим из них были обещаны государственные посты, гарантии развития бизнеса и другие реальные дивиденды от избирательной кампании. Однако ничего этого они не приобрели. Год прошел, и они, естественно, не выдержали. В отличие от других членов парламента, у них нет никакого пиетета перед личностью Тимошенко. Они деловые люди, заплатили деньги и хотят получить в несколько раз больше. Однако этого не произошло.
Это не проект Москвы или Секретариата.
С таким же успехом мы можем назвать и саму Юлию Владимировну, которая ищет способ легально оставить кресло главы Кабмина.
Как по мне, то хорошо, что заявления об уходе они подали одновременно. Иначе у кого-то из них с легкостью развился бы «комплекс Сусанина».
Хотя я не знаю лично этих людей, и их бодрые лица мне ни о чем не говорят, я возьму смелость судить о том, что никто из них не добьется оглушительно успеха в политике. Слава известных народных избранников им не грозит, чего не скажешь о репутации скандалистов. Их политический эффект не в том, что они написали заявления, а в том, что поразили воображение самой Тимошенко и открыли дорогу остальным депутатам из БЮТа. Подчеркну, что именно из Блока Тимошенко, а не из «Нашей Украины». Тимошенко окружила свою персону тремя-четырьмя людьми, которые сосредоточили вокруг себя экономическую монополию Кабмина. Все вопросы по газу, инвестициям, земле и государственным гарантиям бизнесу решаются только через них. Остальные же давно перешли во второй или третий внутрифракционный разряд.
Они же не могут выйти и сказать: «Я заплатил столько-то миллионов для того, чтобы попасть в список». Такие вещи они говорить не будут. Каждый из них выскажет нечто обыденное, за чем нужно усматривать не межличностный или психологический конфликт, и уж тем более не тонкую игру Банковой или иностранных спецслужб.
Конфликты, которые зрели вот уже целый год, просто прорвались.