За исключением немногочисленной группы отчаянных оптимистов, в основной своей массе аналитики предполагали, что международная политика нового президента России будет мало чем отличаться от политики проводимой его предшественником. Пессимизм в экспертной среде усилился после заявлений нового хозяина Кремля сделанных им на прошлой неделе. Опьяненная эйфорией от сверхприбылей, получаемых российской казной за экспортируемые энергоресурсы, официальная Москва, похоже, возомнила себя Новым Вавилоном. Если во времена правления Владимира Путина Кремль лишь осторожно высказывался относительно построения биполярного Мира (исключением является лишь «мюнхенская речь» Путина), то теперь в Первопрестольной во весь голос заговорили о едва ли не главенствующей роли России в мировых процессах. Будь-то финансовая, экономическая, торговая или военная доктрина планетарного масштаба.
Очевидно, что распоясавшейся «тандемократии» Путина и Медведева уже в первые дни существования стало тесно в рамках проваленных нацпроектов, и теперь официальную Москву, прямо по Ульянову-Ленину, волнуют судьбы всего человечества. Первыми, разумеется, ощутят на себе все прелести «заботы» Кремля сопредельные с Россией государства.
Символично, что после некоторой непродолжительной паузы «заговорил» один из главных глашатаев «путинской эпохи» Глеб Павловский, который намедни позволил себе прокомментировать итоги встреч российского президента с его грузинским и украинским коллегами. (Напомним, президентские тэт-а-тэты Медведева состоялись во время российского «экономического Давоса».) С особым удовлетворением президент Фонда «Эффективной политики» отметил, что Дмитрий Медведев «в элегантном стиле», достаточно определенно и «в чем-то жестко» обозначил своим визави позицию РФ. По мнению г-на Павловского, президент РФ продемонстрировал «очень европейскую форму ведения переговоров», в которой тот же Михаил Саакашвили (по версии политтехнолога) «чувствует себя неуверенно». А ограниченную результативность встречи в Питере Ющенко и Медведева г-н Павловский объяснил слабостью позиций украинского президента. Мол, неизбежный рост тарифов на энергоресурсы и «затяжной и очень жесткий конфликт с премьером Тимошенко» сделали свое дело, и на берегах Невы «посвященные» увидели лишь тень Виктора Ющенко.
Мог ли со сменой фамилии президента состояться «выход на пенсию» одного из ведущих российских политтехнологов – вопрос к старому-новому руководству РФ. Впрочем, факт того, что Глеб Павловский «в строю» - нисколько не удивителен, если вспомнить, что именно Дмитрий Медведев курировал «украинский вопрос» в славное время конца 2004-го года. А уж если в Белокаменной не стали менять «на переправе» «коней», то надеяться не то что на кардинальную, но и на какую-либо заметную смену внешнего курса Кремля не приходиться. Думается, самое время поздравить г-на Павловского «с почином». С него станется. А жизнь в Украине непременно станет веселее. Как пить дать.
Причастен ли светлый ум г-на Павловского к разработке «диоксиновой операции» («злые языки» в свое время утверждали, что именно он был «идейным вдохновителем» отравления кандидата в президенты Виктора Ющенко), было ли само отравление (вот, например, господин Жвания, спустя три года, отрицает сей факт) - не столь важно. Интересно другое. Что посоветует московским политикам г-н Павловский в канун очередной президентской кампании в Украине и, главное, прислушаются ли к его советам в Кремле? Однозначно, что в России помимо дураков и дорог, есть немалое количество «светлых голов», которые неустанно работают на возрождение Империи. Поэтому «воскрешение» Павловского не стоит воспринимать всерьез. Его возвращение «в эфир», скорее всего, лишь один из элементов отвлекающего маневра. А вот над чем трудятся другие стратеги, и что в обозримом будущем ждет Украину и Грузию – узнать куда интереснее.
Обе грузинские выборные кампании (президентская в январе и парламентская в мае) не оставили шанса Кремлю разыграть на Кавказе «политическую карту» (то есть вполне легитимно передать власть пророссийски настроенным политическим силам). Поэтому вполне логичными выглядят попытки Москвы дестабилизировать ситуацию в Грузии «разморозив» грузино-абхазское противостояние. На сегодняшний день РФ практически признала Абхазию независимым государством и успешно предпринимает попытки построения своего анклава на мятежной территории.
Сценарий для Украины, ввиду существующей в украинском обществе и политикуме нестабильности, припасен несколько иной. Думается, что проблема флота и территориальные претензии – всего лишь дымовая завеса, при помощи которой Москва прикрывает свой генеральный план. А заключается он в том, чтобы посадить в 2010-м году в президентское кресло лояльного к Кремлю политика.
Действительно, зачем Первопрестольной нарываться на прогнозируемую реакцию мирового сообщества и прилагать колоссальные усилия для раскола Украины, если можно попросту привести на Банковую нужного человека?
Первые признаки начала реализации плана проявились на прошлой неделе. Толчком для активизации действий Белокаменной стал выход из коалиции двух депутатов. Разумеется, в проявленном господами Бутом и Рыбаковым «единодушии» искать московский след бессмысленно и даже глупо. Не менее наивно полагать, что к демаршу этих двух депутатов не причастны какие-то «кукловоды» с Печерских холмов. Можно допустить, что данная акция была спланирована главой президентского Секретариата и некоторыми депутатами Партии Регионов, которые не против заморозить «до лучших времен» (хотя бы до осени) процесс приватизации.
Но речь, собственно, не об этом. Интересно другое, а именно – реакция московских стратегов, которые поспешили «вызвать на ковер» лидера ПР Виктора Януковича. Суть предложения официальной Москвы «вождю» украинской оппозиции стала очевидна после заявлений Януковича, который по возвращении из РФ решил ускорить переговорный процесс по созданию широкой коалиции.
Думается, Виктор Федорович пока еще не понял, что его попросту пытаются использовать «втемную», а вместе с ним подставить людей с Банковой, которые пока также не в курсе игры затеянной кремлевскими стратегами.
Переформатирование коалиции на данном этапе выгодно лишь лидеру БЮТ Юлии Тимошенко, которая горит желанием отправиться в оппозицию. Где и сосредоточится на президентской кампании. Время для «эвакуации» из здания на ул. Грушевского и в самом деле очень подходящее – последние социсследования вновь вывели Тимошенко в лидеры президентской гонки.
Однако, вернемся к генплану Кремля. Версия о том, что выбор Москвы пал именно на Юлию Владимировну имеет право на существование по целому ряду причин. Если вспомнить, что Тимошенко на протяжении долгого времени старательно обходила стороной вопрос присоединения Украины к ПДЧ, и «скрепя сердце» (исключительно под напором Виктора Ющенко и его СП) посетила штаб-квартиру Альянса во время пребывания в Брюсселе, говорит сам за себя. Нет, разумеется, нежелание Тимошенко продемонстрировать свою позицию относительно НАТО можно объяснить как тактический ход, направленный на дальнейшее заигрывание «сердечных» с электоратом Юго-востока страны. Но, говоря о стратегии, все же думается, Тимошенко попросту пыталась таким способом обратить на себя внимание официальной Москвы. Не лишним будет напомнить, как долго и настойчиво Юлия Тимошенко добивалась аудиенции с Владимиром Путиным. С чего бы это – вопрос в высшей степени риторический. О чем два премьера говорили в Минске – до сих пор ломают головы аналитики и в РФ и в Украине. И главное – какие бонусы получила Тимошенко, которая после «кровопролитных боев» с Газпромом, неожиданно оставила существовавшие до ее прихода в Кабмин схемы на розничном рынке углеводородов? Похоже, что Кремль уже сделал свою ставку.