Как завещал первый политолог в европейской истории Николо Маккиавели, искусный политик всегда должен говорить прямо противоположное своим истинным замыслам и, мило улыбаясь, держать нож наготове. Нечто похожее, судя по всему, началось вчера под куполом зала пленарных заседаний Верховной Рады Украины.
Новая серия самостоятельной игры Блока Юлии Тимошенко в составе парламентской коалиции вылилась в захват трибуны и начало бессрочного блокирования работы органа законодательной власти. Как и в тот раз, когда Иван Кириленко выступил с гневным обличением деятельности президента, Тимошенко физически не было на территории Украины. Юлия Владимировна по партийным делам находилась в городе «писающего мальчика» и посещала «нужных» людей из европейских структур.
Как следует со слов г-на Кириленко, блокада будет снята только в том случае, когда депутаты не проголосуют за утверждение императивного мандата и упразднение депутатских привилегий и льгот. Благое дело, казалось бы, но неискушенных обывателей сразу же насторожила неожиданная (незадолго до начала парламентских летних каникул и в разгар экономического кризиса) постановка откровенно популистских вопросов. Стали высказываться предположения, что на самом деле, БЮТ тянет время и пытается хоть как-то продлить полуживое состояние правящей коалиции.
Однако, в силу ряда причин, у нас есть основания предполагать, что БЮТовцы действительно бьются за власть, но только за очень тонкую и специфическую, судебную власть, где позиции ставленников Тимошенко до сих пор казались полностью несокрушимыми. Кроме них, в финальную схватку за эту ветвь власти вступил президент. Фланги ему прикрывает «Наша Украина» и Партия регионов.
Еще с утра в четверг, 19 июня 2008 года, «самооборонец» Стецкив обронил фразу о том, что на самом деле в новых действиях Блока Тимошенко кроется нечто иное, чем желание отменить льготы чиновникам. «У БЮТа есть претензии по вчерашнему решению комитета Кивалова. Они приняли решение, которое фактически означает ликвидацию Верховного Суда, и хотят рассмотреть этот вопрос в Раде. Понятно, что работа не будет конструктивной», - отметил нардеп.
«Прошёлся» по этой теме и Владимир Литвин в своем сегодняшнем заявлении на тему новых инициатив БЮТ. «Партия регионов месяц блокировала трибуну из-за НАТО. Теперь БЮТ тоже блокирует…», - внезапно прервался экс-председатель Верховной Рады. Истинную причину очередного парламентского паралича он почему-то решил не называть.
Решением «комитета Кивалова» является предложение вынести на повторное голосование президентский законопроект о внесении изменений в закон о судоустройстве (№0916). За это выступило большинство членов комитета ВР по правосудию на своем последнем заседании в среду, 18 июня 2008 г.
Законопроект зарегистрирован еще 23 ноября 2008 года и никак не мог «пройти комитет», как выражаются сами народные избранники. В сессионном зале он побывал только на первом чтении, после чего его отправили на доработку. Документ предусматривает полный перекрой отечественной Фемиды, а именно – увеличение контрольных полномочий аппарата президента и самого главы государства за судьями (назначение, смещение) и размывание компетенции Верховного Суда.
Опасения БЮТа в данном случае больше чем понятны. Пост председателя Верховного Суда Украины занимает многолетний соратник Юлии Владимировны, бывший глава образующей Блок ее имени Украинской социал-демократической партии (УСДП) Василий Онопенко. Со стороны Минюста все судебное производство курирует зять Онопенко, прошедший на последних выборах в Верховную Раду по спискам БЮТ Евгений Корнейчук.
Поэтому не удивительно, что в тот же день вечером народный депутат Святослав Олийнык (БЮТ) выступил в прессе с разгромной критикой подготовленного к принятию законопроекта, назвав его детище «монстром» и «мечтой Кучмы». «Не хочу этим сказать, что сейчас мы имеем безукоризненные суды. Но, в случае их подчинения Секретариату, это будет настоящий монстр, который будет действовать исключительно по указанию с Банковой на всей территории страны вместе с Генеральной прокуратурой и СБУ. О таком не мог мечтать и Кучма», - подчеркнул он.
С таким же напором противники президентского видения судоустройства высказывались и на заседании в среду. Но все же, после жарких дебатов, им пришлось уступить большинству своих коллег, среди которых первую скрипку играл лично Сергей Кивалов и Юрий Кармазин.
Отметим, что по состоянию на 20 июня 2008 г. в состав парламентского комитета по правосудию входит 23 народных избранника:
- Бережная Ирина - ПР
- Бондык Валерий - ПР
- Бут Юрий - вышел из коалиции
- Грач Леонид - КПУ
- Кармазин Юрий – НУ-НС
- Кивалов Сергей - ПР
- Колесниченко Вадим - ПР
- Лабунская Анжелика - БЮТ
- Мальцев Владимир - ПР
- Новикова Юлия - ПР
- Олийнык Святослав - БЮТ
- Писаренко Валерий - БЮТ
- Портнов Андрей - БЮТ
- Притыка Дмитрий – экс-глава Высшего хозяйственного суда Украины, ПР
- Рудченко Николай - БЛ
- Сенченко Андрей - БЮТ
- Соболев Сергей - БЮТ
- Соколов Михаил - БЮТ
- Супруненко Александр - ПР
- Фесенко Леонид - ПР
- Филенко Владимир - БЮТ
- Шпенов Дмитрий - ПР
- Шустик Елена – БЮТ
Таким образом, за БЮТом числится 9 комитетчиков, у БЛ – 1, НУ-НС – 1. Один беглец из коалиции, а остальные все - «регионалы», коих набирается 11 человек. Учитывая же специфику отношений г-на Бута с коалицией и открытую поддержку «партийной линии» Кивалова со стороны его земляка, одессита Юрия Кармазина, не трудно сложить арифметический портрет комитетского большинства и установить причину вынесения законопроекта на повторное голосование.
Как считает заместитель главы комитета, председатель входящей в Блок НУ-НС Партии защитников отечества Юрий Кармазин, заседание комитета было очень сложным. «Шутка ли: было рассмотрено 780 поправок. Решалась судьба судебной системы, в определенной степени, - заявил он в комментарии RUpor`у. - Очевидно, та часть депутатов, которая считает, что таким образом будет нарушена некая монополия председателя Верховного Суда, и протестует».
Если же для «регионалов» любое возможное ослабление позиции политической платформы, да еще и на таком уровне, - всегда радость, то Кармазин свою позицию считает последовательной и объясняет ее многолетней борьбой с коррупцией в судебной отрасли. «То, что сегодня происходит в судебной системе, дальше продолжаться не может, и в этом законопроекте предусмотрено все для того, чтобы этого не было. Предусмотрен автоматический порядок рассмотрения дел, чтобы судебная система не управлялась в ручном варианте, чтобы Верховный Суд действительно стал Верховным Судом, а не органом-рассадником коррупции. Чтобы дела поступали через компьютер, а не определялись распоряжениями или личными договоренностями с какими-то людьми. Все это предусмотрено», - сообщил депутат.
Вторым положительным эффектом предложенной президентом реформы он считает демонополизацию власти над судами. По его мнению, все судьи и их решения не могут зависеть от одного человека или одной политической силы. «Предлагается изменить систему судебной власти в Украине. В добавок к существующим сейчас Высшему хозяйственному и Высшему административному судам предлагается также создать Высший гражданский и Высший уголовный суд, а Верховный Суд сократить до 16 человек. Все. Потому что функции нынешних гражданской и уголовной палат Верховного Суда перейдут к этим двум Высшим, и будет трехступенчатая система, а не четырехступенчатая. Не будет повторной кассации, вот что предлагается», - добавил Кармазин.
Напрямую узнать мнение остальных членов комитета RUpor`у не удалось. К примеру, руководитель пресс-службы члена ПР Юлии Новиковой сообщил, что у нее сейчас есть дела поважней, и общаться со СМИ ей некогда, а по телефону личного пресс-секретаря БЮТовца Валерия Писаренко никто не отвечал.
На помощь пришла протокольная видеозапись заседания, с помощью которой также можно составить представление об основных аргументах сторон данного спора.
В ходе обсуждения выступавшие члены БЮТ все, как один, делали акцент на узурпации судебной власти президентом. «Президента Украины наделяют полномочиями назначать судей на административные должности. Они будут вызывать судей, как в прошлом году. Вам нравилось? Все будет выстроено под Банковую, - заявил Портнов.
После этого Писаренко требовал снять рассмотрение данного законопроекта с повестки дня. Основанием подобного требования, по мнению его однопартийцев, служит «просроченная» дата принятия документа в первом чтении. И здесь, стоит отметить, профессионалы по поиску юридических каверз постарались на славу.
«Парламент 5-го созыва - или его уже парламентом в данном случае нельзя называть - собрался 3 апреля и принял в первом чтении данный законопроект после того, как парламент был распущен фактически», - пересказывал события минувшей весны Портнов.
«2-го апреля есть письмо президента, где он отозвал эти два законопроекта. Как можно рассматривать законопроект в Верховной Раде, если субъект законодательной инициативы до рассмотрения его в первом чтении отзывает свой собственный законопроект?» - дополнил его Соболев.
«Этот продукт, который был уже внесен президентом, это не продукт президента, это продукт, извините за выражение, Верховной Рады. И отозвать его, как бы он не хотел, президент не может», - ярко жестикулируя, парировал БЮТовцам Кивалов.
Его поддержал Колесниченко. «Данный законопроект в первом чтении был принят. И он работает. С точки зрения закона, это легитимно. Если не нравится, можно обжаловать в суде, где у нас там обжалываются решения Верховного Совета», - отметил он.
«Но есть попытка сделать все от вас зависящее, путем выброса кассационных жалоб по кассационным судам», - подчеркнул Колесников.
Ответ сторонников Тимошенко не заставил себя ждать. «Я хочу вам сообщить радостную новость. Такого закона не будет никогда. Мы заблокируем парламентскую трибуну. Ну, чтоб вы знали», - заверил Портнов, обращаясь к Кивалову.
БЮТ свое слово сдержал. Зачем только заявлять о подлинных мотивах своих действий не дальше, чем в пределах одного кабинета в аппрате ВР, нам доподлинно неизвестно. Очевидно, данный мотив, по оценкам БЮТовских политтехнологов, не достаточно эффектный в глазах избирателей. Пускай верят в сказки о льготах.