На фоне нынешнего состояния отечественной банковской системы, функционирующей в условиях резкого роста ставок по кредитам, приближения кризиса ликвидности, постоянных значительных непрогнозируемых колебаний курсов валют, «падения» фондового рынка, и «торможения» рынка недвижимости, все более актуальным становится детальный анализ деятельности отдельно взятых украинских банковских учреждений. Своеобразный «ликбез» в тонкости их работы, определенно, может дать ответы на многие вопросы, касающиеся профессионального подхода банкиров к своему делу. Конечно, как и в любой сфере занятости, в банковском ремесле «случаи бывают разные». Для более же содержательного понимания происходящего, намекающего на создание некоторыми финансовыми игроками рисков для безопасности банковской системы целого государства, следовало бы обратиться к не самому образцовому из имеющихся примеров.
В данном случае речь пойдет о небезызвестном финансовом учреждении «Проминвестбанк Украина» (ПИБ), начавшим свою историю еще в 1922 году, как Украинское республиканское отделение Промышленно-строительного банка СССР. Как самостоятельное финансовое учреждение этот банк начал функционировать только в 1992 году. По наследству ему перешли самые лучшие клиенты, среди которых числились ведущие предприятия топливно-энергетического и горно-металлургического комплексов, машиностроения, самолетостроения, агропромышленного комплекса и других передовых отраслей экономики Украины. Признать, в условиях зарождающейся тогда рыночной экономики для «Проминвестбанка» открывались весьма завидные перспективы развития. Но, к сожалению, преимущество наличия завидного клиентского «портфеля» и неплохих международных связей («Проминвестбанк» поддерживает корреспондентские отношения с 220 ведущими финансовыми учреждениями мира) со временем оказались нивелированы пресловутым «человеческим фактором».
Следует заметить, что «Проминвестбанк» изначально выделялся среди отечественных подобных ему учреждений тем, что стал одним из двух частных банков, преобразованных из государственного путем подозрительной корпоратизации (другим таким был печально известный банк «Украина»). Процесс «перепрофилирования» некогда госбанка в ПИБ состоялся исключительно благодаря наличию коррупционных связей его бессменного главы В.П.Матвиенко в Нацбанке, которым он руководил в течение непродолжительного периода времени. Показательным в плане сомнительной «эксклюзивности» «Проминвестбанка» является тот факт, что уже более десяти лет он считается самым закрытым украинским банком, системно игнорирующим подачу обязательной отчетности в Нацбанк и Госкомиссию по ценным бумагам и фондовому рынку.
Весьма характерную ссылку на причины такого позиционирования может дать хотя бы тот момент, что если изначальное количество акционеров перепрофилированного в частные банковского учреждения составляло порядка 285 тысяч, к нынешнему времени оно стало оценивается председателем правления Владимиром Матвиенко, как немногим более 10 тысяч.
К подобному статистическому несоответствию приложил руку не кто иной, как сам предправления «Проминвестбанка», изначально преследовавший цель получения банковского учреждения в свое единоличное владение. Известны многочисленные случаи, когда акционеров ПИБа путем неприкрытого давления и шантажа заставляли продавать свои акции, или отбирали таковые при помощи судов.
В последнем случае действовала примерно следующая схема: банк подавал на акционера в суд иск якобы за нанесение вреда деловой репутации банка - судом принималось решение, по которому акционера обязывали выплатить банку компенсацию на заоблачную сумму, которую акционер просто никак не мог оплатить при всем своем желании. Как результат - у акционера изымали акции «Проминвестбанка» в качестве залога по ходатайству об обеспечении иска. Впоследствии арестованные акции банк продавал в пользу своего руководства в лице В.П.Матвиенко. Подобным образом председатель правления ПИБ и осуществил завладение крупным пакетом акций подотчетного ему банка.
Логично, что при таком руководителе «Проминвестбанк» даже теоретически не мог вести честную работу по предоставлению банковских услуг. Благодаря налаженной Матвиенко схеме деятельности ПИБ занимался и занимается ни чем иным, как элементарным отмыванием денег и воровством бюджетных средств посредством своей авторитетной клиентуры. Показательной в этом контексте является нашумевшая в свое время кража «Проминвестбанком» 4,2 миллионов долларов у госпредприятия «Энергоатом». Тогда совместно с подельниками из Молдовы, люди В.П.Матвиенко подали иск против «Энергоатома» на предмет востребования данной суммы, якобы пропавшей с корсчета ПИБа в одном из молдавских банков. Так и не установив вины «Энергоатома» в краже денег с корсчета «Проминвестбанка» подкупленный В.П.Матвиенко судья удовлетворил исковые требования ПИБ и взыскал за мнимый ущерб в размере 4,2 миллиона долларов, якобы, причиненный ему государственным предприятием «Энергоатом». В конечном итоге фактически украденные деньги были переведены на зарегистрированную в Гибралтаре, подконтрольную Матвиенко оффшорную компанию Remington Wordwide Limited Ltd.
Подобные процессы произошли тогда при всем том, что на корсчете в банке находились деньги самого банка, по всем правилам банковское учреждение не несет ответственности по обязательствам своего клиента и об этом прекрасно знали должностные лица «Проминвестбанка». В этом свете нисколько не может удивлять и избранная Матвиенко кредитная политика ПИБ. При наличии практически неограниченных кредитных ресурсов банк год из года теряет позиции в рейтингах по причине бесконтрольного кредитования экономически безнадежных проектов. Происходит подобное бездумное расточительство благодаря регулярным материальным вознаграждениям от заинтересованных в безвозвратных займах организаций лично Владимиру Павловичу. Помимо этого, «Проминвестбанк» не ведет и какой бы то ни было внятной депозитной политики. В сложившихся условиях, когда кредиты не возвращают, а пополнить ресурсную базу неоткуда ПИБ оказался на грани полного финансового краха – уже до конца третьего квартала текущего года в банке ожидается кризис ликвидности и прекращение исполнений клиентских платежей.
Ясное дело, плачевное состояние «Проминвестбанка» играет только на руку Матвиенко. Эта финансовая структура уже стала довольно выгодным финансовым подспорьем для отмыва денег в самых разнообразных формах и проявлениях. На сегодняшний день дополнительными «каналами» обворовывания акционеров и клиентов ПИБ является еще и специально созданный для этих целей банк «Национальный кредит» (НК), которым управляет сын В.П.Матвиенко (по его личному распоряжению около 20 отделений ПИБа были изначально бесплатно переданы на баланс НК, что являлось не чем иным как кражей имущества акционеров ПИБ), и Партия Национально экономического развития Украины (ПНЭРУ). Основателем последней вообще выступает непосредственно «Проминвестбанк», что является грубейшим нарушением закона «О политических партиях в Украине». Наибольшее возмущение в этом случае вызывает то, что по факту политсилу Матвиенко финансируют, как бы вы думали, кто? Вот именно - клиенты банка.
О том, какие порядки царят в ПИБ сегодня может свидетельствовать еще и то, что в последнее время миноритарии «Проминвестбанка» стали постоянно заявлять о систематическом недопуске их на собрания акционеров, оказываемом на них давлении со стороны руководства «Проминвестбанка» и невыдаче им сертификатов акций. Со стороны Матвиенко стала уже постоянной практика ограничения доступа акционеров к информации, недопуск на собрания и блокирование участия в управлении и контроле над банком. Видимо, осознавая, что рано или поздно все это ему с рук не сойдет, Владимир Павлович и решился на реализацию своего последнего хода «конем» – дополнительную эмиссию акций ПИБ. Назначенное по этому поводу на 30 июня собрание акционеров банка запланировано в Бортничах, что уже само по себе намекает на умышленное ограничение доступа акционеров к мероприятию. Уставной фонд ПИБ планируется увеличить более чем на 200%, а это значит, что акционерам придется выложить общую сумму, в два с лишним раза превышающую нынешний уставный фонд. У подавляющего большинства миноритариев попросту не будет такой возможности, а потому нет сомнений в том, что сейчас делается все возможное, чтобы новые акции будут выкуплены самим В.П.Матвиенко и парой-тройкой подконтрольных ему акционеров.
Учитывая организованную нынче Владимиром Павловичем активную скупку акций банка на рынке (в качестве подстраховки от продажи невыгодным ему инвесторам), и перспективу предстоящей продажи ПИБ, можно прийти к выводу о том, что с помощью допэмиссии акций банка Матвиенко намеревается сконцентрировать в своих руках контрольный пакет акций ПИБ, что позволит ему на последок выручить с банка порядка $2 млрд. После продажи ПИБа иностранцам Матвиенко тут же исчезнет с территории Украины, иначе будет рисковать отвечать за мошенничества перед судом. ГКЦБФР, МВД, СБУ, Генпрокуратуре и НБУ при этом, определенно, следовало бы проявить активность в деле пресечения столь наглой махинации. Иначе, банковская система Украины рискует утратить наработанный годами авторитет, позиционирующий ее как образец прозрачности в вопросах корпоративных отношений и отчетности в пределах всего государства.