Порой кажется, что иностранцы чаще всего приезжают в Украину не для общения с нашими политиками, а для изучения украинской природы. Особое внимание заморских гостей привлекает Азово-Черноморский коридор. Он начинается с Дунайского биосферного заповедника в дельте Дуная, проходит через серию лиманов, Черноморский биосферный заповедник, ответвляясь к заповеднику Аскания-Нова, вдоль Азовского побережья, заканчивается региональным ландшафтным парком «Меотида» на Кривой Косе — практически у российской границы.
Сколько стоишь, моя заповедная даль?
Одно из ключевых мест для научного туризма — южные территории Запорожской области, где уже несколько лет создается национальный природный парк «Приазовский». Совместные экспедиции украинских и европейских ученых зафиксировали в этих местах миллионы особей мигрирующих птиц. Этот факт ставит здешние водно-болотные угодья в один ряд с мировыми «перевалочными пунктами» птиц. Но у нас - чем ценнее место, тем меньше его ценят как национальное достояние, и тем сильнее аппетиты «распорядителей» природными богатствами — не забыть себя, грешных. Даже, несмотря на то, что все нормативные документы согласно законодательству уже готовы, депутаты Запорожского облсовета не хотят отдавать 79 тысяч гектаров под НПП, не утруждая себя мотивацией своего отказа. Общественные экологические организации убеждены: народные избранники просто хотят зарабатывать деньги, торгуя ценнейшими землями Азовского побережья.
В то же время, Запорожский регион со своим промышленным комплексом несет одну из самых больших в стране техногенных нагрузок. Повторять это власть имущие не устают едва ли не каждый день. Добавляя, что они сделают все необходимое для людей, чтобы хоть как-то улучшить среду проживания.
Думать о людях и заботиться об экологии — дело, безусловно, благое, но результат есть лишь тогда, когда есть принципиальная последовательность. Есть ли она у областных избранников?
На одной из прошлых сессий Запорожского облсовета практически был решен вопрос о выделении земли под горно-обогатительный комбинат возле одной из курортных жемчужин области — города Приморска.
Куда интереснее идет решение вопроса о создании Национального природного парка «Приазовский», который, по идее, уже должен был функционировать с 2005 года. При том, что все документы по нему уже давно готовы и согласованы со всеми необходимыми инстанциями, вопрос даже не выносится на сессию. Хотя на запорожской земле крайне низкая доля заповедников. В общем земельном фонде их всего 71 тысяча 700 гектаров, что составляет менее 3% от площади области. Хотя согласно природоохранному законодательству эта цифра должна быть, по меньшей мере, вдвое больше. Вот и получается, что экология у нас плохая, все ее спасают, а создавать природные объекты в регионе не спешат.
Цена или ценность?
Для начала разберемся, что же собой представляет так называемый национальный парк. По словам специалистов-экологов, национальные парки создаются с целью сохранения, возобновления и эффективного использования природных ресурсов, комплексов, которые имеют особую природоохранную, оздоровительную, историко-культурную, научную, образовательную и эстетическую ценность. Участки земель и водной акватории, которые изымаются из хозяйственного пользования и передаются национальным паркам, оформляются согласно закону о природно-заповедных фондах и другим соответствующим законам.
Национальный природный парк «Приазовский» предполагается создать на территории Запорожской области на землях Акимовского, Приазовского, Мелитопольского, Бердянского и Приморского районов, городов Бердянска и Приморска. В него включаются акватории Молочного и Утлюкского лиманов, озеро Сивашик и шельфовые зоны Азовского моря. Общая площадь — 79 тысяч гектаров.
В парк войдут территории, действительно имеющие особую природоохранную, оздоровительную, научную и эстетическую ценность. Ландшафтную и биологическую ценность НПП составляют уникальные приазовские лиманы, лучше всего сохранившиеся в пределах Запорожской области. Эти территории имеют высокие лечебные и историко-культурные ресурсы. Среди основных направлений экономического развития парка — туризм. На утеху туристам запорожские экологи собираются по всем статьям обустроить специальные экологические маршруты. «Приазовскому» есть чем порадовать любителей живой природы — водноболотные угодья Азово-Черноморского коридора славятся редкими видами водоплавающих птиц, которые мигрируют из Северной Евразии на север Африки. Среди них — орлан белохвостый, розовый пеликан, желтая цапля, колпица, каравайка, черный аист и другие. Зоны скопления редких видов птиц будут тщательно охраняться, и туристы получат возможность наслаждаться ими издали.
Сохранить — как в Японии
«В национальных парках Западной Европы, в Прибалтике можно встретить поваленные, разлагающиеся деревья, поросшие мхом, упавшие деревья никто не убирает, вокруг — дикие заросли, — рассказывает директор НПП «Великий Луг» Юрий Солоп. — Если в природоохранных объектах Госкомлесхоза приветствуется жесткий контроль над природой, то в Европе и Японии стремятся сохранить экосистему в первозданном виде. К сожалению, в Украине заповедников мало. Площадь земель Украины, имеющих заповедный статус, всего 4,7%». У нас насчитывается 17 национальных природных парков, 4 биосферных заповедника, 3057 памятников природы, 2693 заказника, 618 ботанических, зоологических садов, дендропарков и парков-памятников садово-паркового искусства, 46 региональных ландшафтных парков и 793 заповедных урочища. Все эти объекты объединяют под единым понятием «территории и объекты природно-заповедного фонда».
По сравнению с европейскими странами - очень скромная цифра. Площадь заповедных земель необходимо увеличить до 10%. Для этого Минприроды разработало проект Общегосударственной программы развития заповедного дела в Украине на период до 2020 года. В ней обосновывается создание еще около 60 новых национальных природных парков и заповедников, но при этом процесс их создания почему-то тормозится чиновниками на местах.
По мнению Ларисы Шевчук, главы Запорожской областной организации Партии зеленых Украины, создание национального природного парка, статус которого выше статуса заповедника, — это возможность не только сохранить природу, но и научить человека любить ее.
«Природный парк должен решать не только проблемы сохранения ландшафтного и биологического разнообразия, но и способствовать духовному общению человека с природой, — говорит Лариса Шевчук. — Вся новейшая история — эпоха экологического волюнтаризма. Создавали искусственные моря, распахивали целину, таким вот образом готовили для потомков «экологические бомбы» замедленного действия. Дошло до того, что островки нетронутой природы сохранялись практически только в форме заповедников. Такова была практика в СССР и СНГ. А в мире существовали иные ориентиры. Создавалась сеть национальных парков, приспособленных для массового туризма, отдыха, экскурсий. Заповедник существует как бы для себя самого и для науки, он закрыт для массового посещения. А если охраняемая территория будет иметь статус национального парка, то это будет новый уровень отношений человека с природой. И я уверена, что это куда более действенный шаг к ее сохранению».
Причинное место?
Проект создания НПП «Приазовский» был разработан еще в 2001 году. В 2002-м Украина взяла на себя международные обязательства по сохранению биоразнообразия в Азово-Черноморском коридоре. По этому поводу был подписан договор со Всемирным экологическим фондом, и именно «Приазовский» является ключевой территорией этого проекта. В конце 2004 года облсовет принял решение об организации территории парка. Через два года глава облсовета подписал распоряжение, согласно которому госуправление по охране окружающей природной среды и постоянная комиссия по вопросам земельных отношений и административного устройства облсовета должны были подготовить проект создания НПП с последующим вынесением вопроса на сессию. Но когда все необходимые документы были согласованы, на заседании комиссии приняли решение не вносить этот вопрос на рассмотрение депутатов.
По словам научного сотрудника НИИ биоразнообразия наземных и водных экосистем Украины Сергея Катыша, несогласие депутатов на создание парка идет вразрез с действующим законодательством.
«Я присутствовал на земельной комиссии во время рассмотрения вопроса. Хотя для создания НПП сегодня получены все необходимые документы и получены позитивные решения необходимых областных структур, нам было отказано. Причин названо две. Во-первых, якобы нужно еще провести экспертизу экономической целесообразности его создания, а во-вторых, еще и разработать градостроительную документацию. Депутатов нисколько не интересовал тот факт, что в Законе Украины «О природно-заповедном фонде» процесс выделения земли для новых природно-заповедных объектов этого не предусматривает! Да и какая экономическая составная в НПП? Мы ведь не деньги будем зарабатывать, а сохранять природу для людей».
Такой же точки зрения придерживается и представитель госуправления по охране окружающей природной среды в Запорожской области Роман Богомаз. По его словам, на сегодняшний день ни у кого нет сомнений в целесообразности создания парка, ведь все документы подготовлены согласно законодательству.
Головная боль от свежего воздуха?
А вот как прокомментировал этот вопрос глава постоянной комиссии облсовета по вопросам земельных отношений и административного устройства Дмитрий Андрюшечкин:
«Непонятно, зачем он нам нужен, этот парк. Его создание принесет только проблемы. Например: создали заповедник «Хортица» - и имеем только головную боль».
При этом на вопрос, будет ли судьба НПП «Приазовский» в ближайшее время рассматриваться на комиссии, чиновник ответил, что «пока мы не получим дополнительные аргументы, вопрос рассматриваться не будет».
Не секрет, что, если захотеть, то проблему можно найти даже в отношении высаженных деревьев. Ведь их теперь нужно поливать, удобрять, подрезать и так далее. В то же время общественники утверждают, что причина всех «палок в колесах» — личный и коммерческий интерес. И «Приазовский» в такие планы не вписывается. Куда лучше иметь десятки тысяч гектаров прибрежной земли и влиять на процесс ее выделения со всеми позитивными для своего кармана последствиями. И ежу понятно, что, в случае создания национального парка, эта возможность отпадает.
А время идет, и уже заканчивается срок временного разрешения согласования с некоторыми райадминистрациями, на землях которых должен расположиться НПП. И сегодня нет уверенности в том, что они могут их продлить. А потому у противников создания национального парка могут появиться уже законные методы отказа реализовать проект.