Какова будет стоимость газа для Украины этой зимой, и когда состоится «долгожданный» переход на мировые цены на энергоресурсы - вот вопросы, над которыми ломают головы политики, эксперты и население. Однозначных ответов нет ни у кого. Или практически ни у кого. Вот, например, Юлия Тимошенко уверена, что во время своего последнего визита в Белокаменную договорилась с российским премьером о постепенном (в течении трех-четырех лет) поднятии планки стоимости голубого топлива до мировой. Сам же Владимир Путин, хоть и разделял озабоченность своего украинского коллеги, но в прогнозах был более осторожен, напомнив, какие непростые переговоры ведет руководство «Газпрома» со своими визави в Средней Азии.
В отличие от г-жи Тимошенко, остальной украинский политикум менее оптимистичен в оценках грядущих изменений на газовом рынке. Собственно, большинство политиков и экспертов склоняются к мнению, что, судя по результатам визита Тимошенко в Белокаменную, нет достаточных оснований утверждать о достижении какого-либо заметного прогресса на переговорах с российской стороной по газовому вопросу. Согласны с ними и в Секретариате президента. Намедни в СП заявили, что на сегодняшний день не достигнуто никакого ощутимого прогресса на переговорах с РФ относительно будущих газовых поставок, что создает риск повторения ситуации, которую наше государство пережило в конце прошлого – начале этого года. «Правительство под руководством Ю.Тимошенко в который раз политизирует сугубо экономический вопрос, стремясь собрать с этого поля урожай политических дивидендов. Следует прекратить подобные эксперименты, поскольку в заложниках оказывается национальная экономика и каждая семья», – заявил глава СП Виктор Балога. К слову, Банковая в очередной раз напомнила о необходимости комплексного подхода в решении проблемы газовых поставок в Украину. В частности, по мнению чиновников СП, цена на импортированный газ должна быть увязана с тарифом на транзит энергоносителей по украинской территории и устанавливаться открыто, по понятной и общепризнанной методике.
Думается, не лишним будет подчеркнуть, что не упустил возможности «погреть руки» на газовой проблематике и президент Виктор Ющенко, который использует любую возможность вставить «палки в колеса» правительственного «велосипеда». Накануне визита Тимошенко в Москву Ющенко посчитал необходимым дать премьеру практически невыполнимую директиву: согласовать цены, объемы импорта и транзита газа уже к середине сентября. Да еще так, чтобы «цена была не политическая, а экономическая». В общем, получилось как в сказке: «Пойди туда - не знаю куда, найди то - не знаю что».
Пока отечественный политбомонд состязается в получении дивидендов от газовой проблематики и пытается свалить ответственность за ожидаемый провал переговоров с «Газпромом» на плечи друг друга, аналитики разводят руками, пытаясь понять, почему частные собственники украинских предприятий, в числе которых есть и международные холдинги, активы которых размещены по всей Европе, могут платить европейские цены за газ в той же Германии или Польше, но не могут этого делать в Украине? Эксперты утверждают, что дешевый газ лишает собственников предприятий всякой мотивации к модернизации производств. Тенденция выхода на мировые цены на газ возникла не сегодня и не вчера, а, как минимум, одновременно с кризисом, случившимся в отношениях Украины и РФ в январе 2005-го года. Однако и по сей день частный капитал и пальцем не пошевелил для того, чтобы уменьшить энергоемкость своих предприятий, за что, в конечном итоге, своим суверенитетом расплачивается страна. Как долго в подобные игры собираются играть наши нувориши – неизвестно. Похоже, что выводов они делать не собираются, надеясь на «русское авось». Но гром обязательно грянет, а вот успеют ли они перекреститься, и не ляжет ли экономика на обе лопатки?
Не секрет, что желание объединенной Европы диверсифицировать газовые потоки за счет создания азийской альтернативы российскому газу натолкнулось на вполне логичную превентивную меру Кремля, который устами своего газового монополиста попросту предложил странам Средней Азии выкупать у них практически весь объем добываемого газа по мировой цене. Также следует учесть и то обстоятельство, что в самой России в ближайшее время будет введен так называемый «принцип равнодоступности», и промышленность вместе с предприятиями ЖКХ будет платить полную (мировую) стоимость за потребляемые углеводороды. Разумеется, за вычетом «транспортного плеча». Не лишним будет напомнить, что и баррель «черного золота» (основного индикатора в формуле определения стоимости газа) на мировых биржах продолжает успешное восхождение на Олимп ценообразования, забираясь на все новые и новые высоты.
В этой ситуации говорить об эксклюзивной энергоемкости отечественных производств и неготовности экономики к переходу на мировые цены - попросту глупо. Так же, как и ждать «манны небесной» от российского «Газпрома» или республик Азии, чьи недра богаты на полезные ископаемые. Думается, понимает это и украинский премьер-министр, а заявление Юлии Тимошенко о пролонгации для Украины льготного режима ценообразования на энергоресурсы - всего лишь элемент пиара. Ведь в то, что в конце года «газовые переговоры» с Москвой будет вести именно правительство Тимошенко, не верит даже сама лидер БЮТ. А значит, повод позлорадствовать под новогодней елкой по поводу новой цены на газ у Юлии Владимировны будет замечательный.