После провальных голосований за оба представленных парламентариям проекта изменений в Госбюджет-2008 в экспертной среде разгорелась дискуссия о том, каким образом данный факт отразится на состоянии экономики и социальной сферы страны. Аналитики утверждают, что в сложившейся ситуации есть свои плюсы и минусы. Попробуем «бегло» их перечислить.
Фактическое замораживание дополнительных поступлений (32 млрд. грн.) на счетах казначейства благоприятным образом скажется на процессе сдерживания инфляции, и позволит исполнительной власти покрыть дефицит бюджета. В условиях кризиса, который наблюдается в Украине (в первую очередь это высокая инфляция и панические инфляционные ожидания), любое здравомыслящее правительство приоритетом своей фискальной политики просто обязано сделать ограничение государственных расходов. Необходимо это для того, чтобы предотвратить дальнейшее раскручивание так называемой «инфляционной спирали», когда компенсированные (в связи с инфляцией) населению деньги, по сути, будут провоцировать дальнейший рост цен на потребительском рынке и, соответственно, приведут к очередным виткам инфляции с одновременным обесцениванием всего того, что щедрой рукой компенсировало гражданам государство накануне.
В то же время, осуществляя политику сдерживания, исполнительная власть рискует быть подвергнута обструкции со стороны Конституционного суда. Поскольку действующим законодательством предусмотрена норма, согласно которой, в случае если месячный уровень инфляции составляет один или более одного процента, необходимо пересчитывать все социальные стандарты и поднимать на соответствующий уровень минимальные зарплаты, социальную помощь, пенсии и зарплаты бюджетникам. К тому же, отсутствие механизма перераспределения средств со счетов казначейства на финансирование инфраструктурных проектов приведет к замедлению темпов экономического роста. Тем самым будет поставлена под удар макроэкономическая стабильность государства. Есть и ряд других направлений, над которыми «сушат» головы эксперты (например, может ли правительство тратить дополнительные средства в «ручном режиме»), однако, речь в данной статье пойдет не об этом.
Пока аналитики привыкали к новой реальности и ломали копья вокруг вопроса: выгодно или нет для экономики непринятие в прошлую пятницу ни одного из предложенных Верховной Раде законопроектов по изменениям в главный финансовый документ страны, президент и премьер, практически одновременно, намедни выступили с инициативами о созыве внеочередной сессии парламента. Разумеется, для того, чтобы принять поправки в бюджет.
Большинство опрошенных нами экспертов настаивают на том, что ни внеочередной сессии, ни, тем более, результативного голосования какого-либо из бюджетных законопроектов до окончания парламентских каникул не предвидится, а последние инициативы глав исполнительных вертикалей власти являются всего лишь продолжением игры на нервах оппонента. Напомним, что еще в прошлую субботу Юлия Тимошенко заявляла, что не собирается до окончания парламентских каникул инициировать рассмотрение бюджетного законопроекта. Что изменилось за прошедшую неполную неделю? Да ровным счетом ничего. Поданные законопроекты благополучно пылятся в профильном комитете парламента, а возможность достижения консенсуса между президентом и премьером по данному вопросу расценивается экспертами как равная нулю. С чего бы тогда Ющенко и Тимошенко суетиться? Ответ очевиден: бюджет – ничто, имидж – все.
Нужно заметить, что после многочисленных поражений, в конце прошлой недели Юлия Тимошенко, действительно, отпраздновала не рядовую победу. Провальное голосование за отставку правительства – именно тот «зачет», по которому так истосковалась за долгие месяцы лидер БЮТ. Просчитав расклад сил в парламенте в последний день его работы, Юлия Тимошенко пошла ва-банк, и фракция БЮТ поставила в распорядок дня ВР голосование по отставке правительства, понимая, что необходимого количества голосов для обструкции Кабмина оппозиция не имеет. Такой прыти от премьера не ожидал никто ни в рядах оппозиции, ни в Секретариате президента (СП). Тем более, что отставка правительства в тот день ими и не планировалась. Собственно, сам факт, что с «обвинительной речью» выступал не лидер Парии Регионов Виктор Янукович, а всего лишь министр финансов теневого правительства Николай Азаров, свидетельствует о том, что в рядах оппонентов премьера на тот момент уже доминировало «чемоданное» настроение. К тому же очевидно, что Виктор Янукович здраво рассудил - время и экономика работают против действующего премьера. Тогда зачем ввязываться в драку, если можно преспокойно затянуть гроссмейстерскую паузу, которая продолжает работать на его рейтинг?
Но пощечина была довольно звонкой. И если в ПР предпочли отложить адекватный ответ до осени, то чиновников СП такое положение вещей не устроило. Спокойно наблюдать за пиарящейся на почве легитимности своего правительства Юлией Тимошенко Банковая не намерена. Думается, именно с целью в очередной раз «прокатить» в ВР правительственный бюджетный законопроект Виктор Ющенко выступил с инициативой созыва внеочередной сессии. К слову, некоторые эксперты заявляют о том, что на Банковой побаиваются юристов Кабмина, которые якобы вырабатывают тактику при помощи которой (в более-менее правовом поле) Тимошенко попытается перераспределить хотя бы часть из дополнительных 32 млрд. гривен бюджетных поступлений. Следует заметить, что от подобных идей (хотя они и витали в голове премьера) Юлия Тимошенко уже отказалась. Ярким свидетельством сего факта стало решение Кабмина поднять задним числом (с 1 июля) в стране пенсии, точнее - интерпретация данного решения премьером.
Очевидно, что до принятия бюджетных изменений Тимошенко попросту собирается перекладывать бюджетные деньги из одного кармана в другой, не трогая «замороженные» 32 млрд. Однако, по словам самой Тимошенко, повышение пенсий стало возможным благодаря профициту, который на данный момент образовался в Пенсионном фонде. Ответ на вопрос: почему Тимошенко отказалась от планов «откусить» часть от 32 миллиардного «пирога», лежит на поверхности. Все дело в том, что направить часть этих средств в регионы на финансирование инфраструктурных проектов или для выполнения социальных программ можно лишь «с понимания» губернаторов, которые, в принципе, могли бы «попросить» правительство предоставить им эти средства «в ручном режиме» (в обход президента и ВР) в виде аванса. Однако, назвать имя хотя бы одного «смельчака», который решился бы пойти против Банковой, занятие крайне неблагодарное.