В ДЕТАЛЯХ

2008.07.18

Ожидов. Год спустя. ФОТО

Стволы деревьев в пострадавших районах испаряют фосфор. У местных жителей, особенно у детей, прогрессируют аллергические заболевания и патологии дыхательной системы. Особый статус пострадавших им так и не дали

Ровно год назад Украина, а вместе с нею и весь мир, содрогнулись от известия о перевернувшемся железнодорожном составе с фосфором возле деревни Ожидов Львовской области. Началась эвакуация местных жителей, срочно госпитализировали детей и отравившихся ядовитыми парами спасателей. Как отмечали впоследствии многие эксперты, Ожидовская трагедия стала одним из краеугольных камней в недовольстве «командой профессионалов» Виктора Януковича и, в частности, бурной деятельностью Николая Рудьковского и Нестора Шуфрича. За это время бывшая оппозиция уверенно закрепилась во власти, оздоровленные вернулись назад в загрязненную местность, в правительстве о них забыли и, причем настолько, что до сих пор не обнародовали истинную причину происшедшего. 

Напомним, что железнодорожная станция Ожидов расположена в бассейне реки Стыр. В Львовской области она протекает через Бродовский и Радеховский районы, а дальше идет через Луцк и Волынь. По такому маршруту и пошли вредные вещества. Добавим сюда Камьянко-Бужский район, где выбросы из перевернутых вагонов попали в атмосферу, и получим представление о масштабах аварии.

Обратившись за официальным комментарием в Камьянко-Бужскую райгосадминистрацию, корреспондент RUpor`а, к сожалению, пообщался лишь с автоответчиком. Наверное, такие нетрадиционные методы работы местной власти с обращающимися к ней гражданами и СМИ позволяют впоследствии браво рапортовать «наверх» о цветущем благополучии подотчетных им территорий.

Все в порядке и у временного и.о. председателя Бродовской районной администрации Владимира Петрушки. «Тогда буквально за один-два месяца мы полностью ликвидировали все последствия выброса соединений фосфора, - заявил он RUpor`у. - Сейчас мне каждый понедельник главный санитарный врач района докладывает обстановку на местах, и ничего того, что вызывало бы особую тревогу, не замечено. Люди оздоровились и продолжают работать».

Отвечая на вопрос о том, так ли уж гладко прошла прошлогодняя ликвидация, и действительно ли у района не было и нет никаких претензий к центральным органам власти, Петрушка задумался и ответил: «Это, пожалуй, все, что я могу сказать. Разве что за транспорт, которым мы эвакуировали людей, Кабмин с нами рассчитался только в сентябре-октябре месяце».

Однако, бравурный дух и показной оптимизм чиновников не разделяют те, кто непосредственно принимал участие в операции по спасению людей и окружающей среды от бело-огненной стихии и не менее опасной халатности. Руководитель Секретариата Партии зеленых Украины (ПЗУ) Наталья Коваль вместе с мобильной группой ПЗУ с самого первого дня была на месте инцидента и ее выводы, как о ходе спасательной операции, так и о нынешних масштабах и последствиях трагедии, в корне отличаются от мнения властей. «Мы занимались абсолютно реальными действиями. Мы закупили активированный уголь и, опять-таки, первыми доставили их для охваченного паникой и отравленного парами желтого фосфора населения зараженных территорий. В Крыму мы оздоровили несколько детей», - сообщила она RUpor`у.

Отметим, что ПЗУ первой предоставила помощь по доставке питьевой воды, открыла специальный банковский счет для формирования денежных средств и предоставления помощи пострадавшему населению, а также предложила юридическое сопровождение по защите прав граждан.

На сегодняшний день «зеленые» настоятельно требуют проведения экологического мониторинга пострадавших территорий, ведь без него невозможно иметь объективное представление о положении дел в регионе. «Необходимые для этого средства сполна имеются у государственной экологической инспекции. На нее и возложена задача проведения таких мониторингов», - считает Коваль.

Наши читатели, наверняка, будут удивлены, узнав, что последний экологический мониторинг зараженной местности проводился – страшно сказать – прошлой осенью (с 15 сентября по 10 октября). В тоже время он должен проводиться ежемесячно с обязательным информированием о его результатах депутатов местных советов.

Согласно выводам экспертной комиссии, работавшей в районе Ожидова, последствия фосфорной аварии действительно целиком и полностью ликвидированы. Но, по словам Коваль, «пары фосфора сейчас скопились в стволах деревьев, и при высокой температуре они испаряются». «Конечно же, экологической катастрофой это назвать нельзя, но испарения, естественно, имеют токсичный характер, ведь по своей природе желтый фосфор является высокотоксичным веществом», - подчеркивает она.

Ничего не делается в интересах пострадавших и на областном уровне.

27 июля 2007 года на скандальной сессии Львовского облсовета было принято решение № 348 «О техногенной аварии в районе села Ожидов-Закомарье». Документ вышел содержательным и достаточно объемным – с множеством пунктов с перечнем мер по ликвидации аварии. «Из всего предписанного на сегодняшний день выполнено только одно – выражена благодарность работникам местных органов государственной власти и местного самоуправления, которые предоставили помощь пострадавшим районам. Это было выполнено четко», - заявила RUpor`у депутат Львовского областного совета, член экологической комиссии облсовета Ирина Стех.

Нужные люди получили грамоты, награды, и на этом все замерло.

Между тем решение № 348 содержит множество практических шагов по недопущению и предупреждению подобных ситуаций в дальнейшем, без которых прошлогодняя трагедия может вновь повториться. К примеру, речь идет об обязательном подключении каждого сельского дома к системе кабельного радиовещания и введения местного вещания в FM-диапазоне. Таким образом, людей смогут экстренно оповещать в случае беды. Не секрет, что в момент трагедии – вследствие информационного вакуума – большинство пострадавших были неготовы к адекватным действиям.

«Вместо этого мы имеем вполне саркастическое решение о внедрении цифрового радиовещания на территории Львовской области, которое не по карману многим горожанам, - не то, что жителям забитых хуторов и деревень», - сетует Стех.

По данным депутата, у жителей пострадавших районов, особенно у детей, прогрессируют аллергические заболевания и патологии дыхательной системы. Особый статус пострадавших им не предоставлено, поэтому диагностироваться и проходить лечение они могут только за счет собственных средств.

Возможно, если бы сейчас в стране вновь была предвыборная ситуация, то отношение к этим людям было бы совершенно противоположное. Как это ни ужасно, но в Украине в гражданах видят только избирательное мясо, да и то – одноразовое.

Больше новостей из этой рубрики

Читайте Также

все новости из этой рубрики

Маразмарий

СТЕНКА НА СТЕНКУ