Бывший епископ Чукотский Диомид, которого недавний Архиерейский собор постановил низложить из сана, выступил с заявлением, в котором предал анафеме Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II и ряд епископов. Кроме Святейшего Патриарха, он «анафемовал» также главу Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, его предшественника на посту председателя Отдела, ныне митрополита Минского и Слуцкого Филарета, «и всех их предшественников, участвовавших в антимонархическом февральском бунте 1917 года и всех вместе с ними помышляющих». О том, что стоит за этим революционным шагом малоизвестного в мире епископа, RUpor попросил рассказать известного политолога и специалиста по странам СНГ Владимира Цыбулько.
Какова природа такого явления, как Диомид? Исходить нужно из того, что Российская Церковь до сих пор была церковью имперской. Она продолжала миссию Третьего Рима и никогда не мыслила себя отдельно от государственной власти. Из-за чего церковь-корпорация, как главный пропагандист в государстве, окончательно растеряла жалкие крохи возрожденного в последние годы доверия. Так считают многие верующие россияне, и, особенно, истеблишмент, который в последние годы строит национальную Россию - не аморфную полифоническую империю, а Россию, как национальное государство. При таких обстоятельствах, появление не казенного, а народного патриарха, - а именно такое звание неожиданно приобрел Диомид со своими выпадами против символов государственного своеволия и современного общества потребления, - совершенно логично и оправдано. А эти выпады, сколько бы их не называли «черносотенными» и «архаическими» (запрет мобильной связи и электронной документации), - это ничто иное, как попытка создания действительно национального российского православия.
На самом деле, Диомид старается возглавить радикальное националистическое движение и вернуть людям Церковь, отобрав контроль над нею у государства. Своими жесткими проповедями против чиновников из забюрократизированной РПЦ он, фактически, уже начал собирать вокруг себя свою паству («церковный народ»).
Это члены церковной иерархии, которых ныне лишили всякой возможности влиять на решения РПЦ. Поэтому появление такой личности как Диомид может вернуть религию большинства россиян в народный формат, возвратить ей утраченное с приходом большевизма общечеловеческое лицо. Он осуждает церковь-сотрудника государства и церковь-исполнителя государственной воли, но не трогает вековые традиции русского православия как такового, критикует патриарха и епископов, но не скатывается к протестантизму и вольнодумству. Я бы сказал, что его риторика очень грамотна и технологически верная. Это и привлекает людей.
Неоднозначно воспринимает Диомида и само руководство РПЦ. Последний Собор принял относительно него достаточно противоречивое решение, из которого, если опустить все церковные формальности, ясно одно: фактическое отлучение Диомида от «тела Церкви» невозможно. Он навсегда, хоть и без сана, останется православным. Все прекрасно понимают, что такой резкий шаг, как ответная анафема, только придаст ему неимоверной популярности, и, практически, превратит в живую икону. Поэтому лучше всего его «задавить в объятиях». Поступить как-то иначе окружение Алексия II не может. Но и этот путь не гарантирует им успеха.
Вместе с тем тактика Московского патриархата показывает, что он абсолютно неуверен в своих силах, и хорошо продуманная стратегия способна запросто низвергнуть этот «колосс на глиняных ногах».
Диомид – полностью самостоятельная личность. Он отлично наладил коммуникацию с этим «церковным народом». Ему удалось поймать поддержку масс, которыми никто, по сути, серьезно не руководил.
Я не берусь судить о его богословском потенциале, но как менеджер он действует верно.
Он перехватил общественное мнение, и стал народным патриархом, неформальным лидером РПЦ, независимо от того, каковыми теперь будут его официальные церковные должности и будут ли они вообще. Ведь в России, да и не только там, Церковь – это глубоко забюрократизированная система, и тот, кто не вхож в ближайшее окружение патриарха, никогда не сможет претендовать на официальные руководящие должности. Такое возможно только в каких-то переходных, революционных моментах истории, когда перед Церковью ставятся определенные концептуальные сверхзадачи.
И такая ситуация в РПЦ сейчас наступила. Она напрямую связана с неотвратимым возникновением Украинской Поместной Церкви, что автоматически лишит Москву пальмы первенства в православном мире, и заставит строить свою национальную церковь. В связи с этим в РПЦ произойдет серьезный пересмотр учений и обрядов, всей доктринальной базы, ведь Киевская патриархия становится самой крупной православной патриархией в мире. Россия перестает быть оплотом мирового православия.
Приведу немного статистики. Общая численность православных приходов в Российской Федерации составляет всего-навсего 16 000 общин. В Украине же Поместная Церковь, куда могут войти все общины от УПЦ МП, УПЦ КП и Греко-Католической Церкви, плюс «автокефалы», изначально получит 20 000 общин.
Поэтому единственным выходом для России станет модернизация РПЦ с помощью усилий Диомида и его сторонников. Иначе православие в этой стране будет окончательно дискредитировано и утратит всякую роль в жизни людей.
Между тем миссия Диомида не ограничивается конъюнктурой дня сегодняшнего. В отличие от убежденного «западника» и почитателя украинской модели православия, харизматичного отца Александра Меня, он ориентируется не на европейские ценности, а на «загадку русской души». В этом, если хотите, живучесть Диомида и секрет его непотопляемости.