Постигшее Украину небывалое наводнение застало врасплох не только спасательные службы, но и видных политиков. О том, почему ведущие политсилы из оппозиционного лагеря не смогли заставить власть принимать адекватные решения, RUpor попросил рассказать директора Европейского института интеграции и развития Дмитрия Выдрина.
Трагическое наводнение, постигшее западную и южную часть нашей страны, убедительно доказали, что у нас нет оппозиции. Нет, как таковой. Власть - крайне порочная и непрофессиональная, а оппозиции нет вообще.
В Украине отсутствует совокупность политический сил, партий, фракции или, если хотите, единого политического гегемона, способного разрабатывать собственные, альтернативные правительственным, концепции и планы развития общества. Способного во что бы то ни стало заставить власть поступать тем или иным образом, особенно тогда, когда в этом крайне нуждается собственный избиратель, а вместе с ним и все граждане Украины. Как бы странно это сейчас не звучало, но в то время, как на Западе, да и не только там, те, кто берет на себя обязанность быть политической оппозицией, сознательно противопоставляют себя действующей власти, работают в поте лица и постоянно предлагают готовые решения, настаивают на своем пути, а также беспощадно критикуют правительство, у нас ситуация складывается с точностью до наоборот.
Понятие «оппозиции» принимается как некая форма политической паузы и полнейшего бездействия, отсиживания в сторонке, то есть заполнения паузы непричастности к властным полномочиям. Мол, вернется к нам власть, опять будем в строю.
В результате исполнительная власть потому и бездарна, потому что оппозиция к ее действиям абсолютна равнодушна. Она никого не стимулирует и не призывает к ответу.
Поэтому не стоит удивляться по-просту огромному количеству жертв среди ни в чем не повинным людей и размеру материальных потерь, возникших в ходе недавней стихии.
Изумляет и своеобразность решений правительства, местных властей, штабов по спасению населенных пунктов. Вместо того, чтобы сразу же в бассейнах течения Днестра и Прута разрушить все дамбы и спустить нахлынувшую воду, в спешном порядке стали возводится некому не нужные дамбы прямо по ходу движения водных масс, которые искусственно привели к невиданным разрушениям. Нерационально использованы и солдаты срочной службы. Их вместе с инженерными войсками нужно было перебрасывать в первый же день (точнее – вечер, ночь) трагедии с задачей немедленной эвакуации людей. Позже это можно было бы оформить, к примеру, как необходимые военные учения. Статья непредвиденных расходов была бы закрыта. Но в это время все почему-то ждали, что будет дальше, и только потом состоялась передислокация военных к месту трагедии. Люди погибли, а солдаты теперь орудуют лопатами и ковшами.
И вот вместо того, чтобы умело использовать этот шанс для работы в интересах пострадавших регионов, те, кто гордо именует себя «теневым правительством», «оппозиционным Кабмином» и кичится собственным неучастием в правящей Коалиции демократических сил, ограничились стандартными отписками в виде клише по «выражению соболезнования». И точка. Ни о какой, простите, «оппозиции» в данном случае говорить невозможно.
Необычным образом повел себя лидер Партии регионов Украины, Виктор Янукович. Из его уст до сих пор не прозвучало никакого, пускай даже самого формального, заявления.
Последний раз он показался на публике во время церковной литургии, которую совершили Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Митрополит Киевский и всея Украины Владимир. Она проходила на площади перед Успенским собором Киево-Печерской Лавры в понедельник, 28 июля.
О стихии, а, тем более, о личной поездке Януковича в зону бедствия для личного участия в отслеживании процесса ликвидации последствий катастрофы, речь, естественно, не шла.
Для меня же, как для политолога, здесь нет ничего удивительного. Янукович опять ведет себя как политический барин. В политике он всегда занимается тем, что ему приятно. Депутатский отпуск, мягкие ковровые дорожки и малиновый звон колоколов для него куда милее и приятнее, чем грязная трава затопленных пастбищ и разрушенные наводнением подворья. В публичной деятельности он ищет исключительно комфорт и считает ее одной из разновидностей ублажения своего «я».
Реакция избирателя будет такой же однозначной. И она уже есть. Т.наз. «оппозиция», где вместе с Партией регионов бездействуют коммунисты, социалисты, Литвин и многие другие, в этом году не наберет ни одного дополнительного процента голосов. Она заслуживает всеобщего осуждения наравне с властью.