Сегодня исполнилось бы 80 лет со дня рождения одного из самых известных украинцев современности. Претензионного, вульгарного, но при этом безгранично талантливого американского художника, отца поп-арта Энди Уорхола (1928 – 1987).
На самом деле его звали Андрий Верхола. Он был одним из трех детей в крестьянской бедной семье, которая перед Второй мировой войной в поисках лучшей жизни из украинского села Микова на оккупированной Словакией Карпатской Руси переехала в металлургическую столицу США, город Питсбург.
Школу маленький Энди почти не посещал. Этому препятствовало хроническое невротическое заболевание, заставлявшее его постоянно сидеть дома и наблюдать в окно за тем, как его братья резвятся с мячом во дворе. Болезнь насколько прогрессировала, что мальчик так и не научился писать и порой даже не мог за собою поухаживать, например, завязать шнурки или почистить зубы. Как отмечают, многие исследователи творчества Уорхола, не исключено, что именно в болезни детства и кроется его тяга к изобразительному искусству, равно как и своеобразное восприятие мира.
Окончив школу, Энди потратил все сбережения семьи на то, чтобы оплатить учебу на факультете дизайна Калифорнийского технического университета. В это престижное заведение в основном поступали дети из богатых семей; на занятия они приезжали в лимузинах, а Энди ходил в заляпанном краской свитере и большей частью отмалчивался. Не без помощи любящей мамы, которая в шутку дразнила его носатиком, Энди был твердо убежден, что уродливее его нет никого на белом свете. «Он походил на интеллигентного белого кролика», - вспоминал один из сокурсников. На фоне золотой молодежи Энди выглядел довольно жалко и, прекрасно это понимая, предпочитал держаться в стороне: причин комплексовать у него было предостаточно. Зато у чудаковатого Уорхола имелось несомненное преимущество: он был очень талантлив, и это скоро признали абсолютно все. Теперь над бедным молчуном никто не смеялся, напротив - его жалели. Задания по словесности за Энди делали сердобольные сокурсницы (он говорил с жутким акцентом, постоянно сбиваясь на уличный сленг, и не мог связать двух слов на бумаге), а сочувствующие профессора боролись за то, чтобы талантливого студента не выгнали из университета: вместо классических моделей он рисовал ковыряющих в носу детишек или нищих.
Некоторым преподавателям казалось, что его художества - просто попытка шокировать окружающих, но для Уорхола такой выбор тем был естественным: пока однокурсники развлекались на модных вечеринках, Энди торговал леденцами на рынке и, улучив минутку, делал наброски. Если занятия графикой, живописью для большинства студентов были лишь способом получить престижное образование, то для Уорхола же - единственной возможностью вырваться: за спиной маячила серая жизнь бедных кварталов. Его рисунки резко выделялись среди других работ - в них были напор, энергия, они дышали жизнью.
В 1962 году Уорхол создал сенсационную серию полотен, на которых были изображены, зачастую в кричащих цветах, банки кока-колы и консервов, в том числе - знаменитые изображения банки томатного супа «Кэмпбелл», ставшие визитной карточкой Энди Уорхола. Радикальные арт-критики сразу обратили на них внимание, заявив, что произведения молодого художника искусно вскрывают пошлость, пустоту и безликость западной культуры массового потребления. Впоследствии Уорхол стал создавать более эпатажные произведения, такие как выполненные в кислотной манере образы кумиров современного общества: Мэрилин Монро, Мика Джаггера, Мао Цзэдуна.
После этого Уорхол продюсирует первую альтернативную рок-группу — The Velvet Underground. Он также выступил дизайнером обложек ряда концептуальных альбомов, например, «Sticky Fingers» группы The Rolling Stones.
Вокруг Уорхола сложилась особая субкультура молодежи, одна из участниц которой — феминистка Валери Соланас — в 1968 г. выстрелила в «учителя», тяжело ранив его. Формальным поводом для гнева Валерии стало то, что Энди не выплатил ей гонорар за написанную ею пьесу. Она выстрелила три раза. Две из выпущенных Соланас пуль не попали в ползавшую на четвереньках мишень, зато третья пробила оба легких, желудок, печень и пищевод.
Однако, самый талантливый художник-оформитель и рекламист ХХ века умер намного позже – в 1987-м. От передозировки героина.
Афоризмы Андрия Верхолы:
Люди никогда не согласятся делать работу, если на нее не навешано какое-нибудь громкое название.
Вот говорят - время все изменит, но всякий раз оказывается, что приходится все менять самому.
Деньги подозрительны, потому что всем кажется, что у тебя не должно их быть, даже если они у тебя есть.
От того, что становишься мудрее, не становишься счастливее.
Меня не так привлекает вещь, как идея вещи.
Американцам более свойственно покупать, нежели думать.
Каждому полагается ровно столько света, сколько ему требуется, чтобы хорошо выглядеть.
Проблемы у людей возникают в основном от фантазий.
Мне постоянно встречаются сильные женщины, ждущие, чтобы слабый мужчина пришел и поработил их .
Человек, которого не считают красивым, может все же иметь успех, если у него в каждом кармане по анекдоту.