В многоголосье мнений и точек зрения на суть грузино-российского конфликта едва ли сыщешь позицию квалифицированного специалиста, далекого от телевизионных шоу и выступлений на площадях, способного дать продуманную оценку происходящего сейчас в Закавказье и в юго-западной части Чорного моря. В связи с этим RUpor предлагает эксклюзивное интервью с человеком, которого многие годы считали «грозой НАТО в Советском Союзе», за которым охотились западные спецслужбы, а теперь высоко ценят в украинском правительстве. Нашим собеседником на этот раз будет признанный эксперт по военной стратегии и планированию военных операций, генерал-лейтенант Советской Армии и Вооруженных Сил Украины Вадим Гречанинов.
Вначале хотелось бы, образно говоря, представить вас нашим читателям. Расскажите немного о себе. Какую должность вы сейчас занимаете?
Мое кредо: «я – советский генерал, но украинец». С 1991-го возглавлял 2 года ЦОСИ (Центр оперативно-стратегических исследований) при Генеральном штабе. Потом был помощником по военной политике первых трех министров обороны Украины – Морозова, Радецкого и Шмарова. От Шмарова я ушел советником по военным вопросам к президенту Кучме. И оттуда уже уволился по возрасту. С 1995 года возглавляю Атлантический Совет Украины. Это общественная организация, представительства которой существуют во всем мире, в т.ч. и в России. В основном работа всемирной ассоциации Атлантических советов нацелена на развитие цивилизации, я бы так сказал.
Чем конкретно занят Атлантический совет в Украине?
Европейской и евроатлантической интеграцией. Объясняем, что и как, работаем с молодежью. Буквально недавно я вернулся из Крыма, где на базе одной из воинских частей мы работали с 72-я молодыми людьми из 9-11 классов. Кроме лекций и семинарских занятий все пять дней они были заняты стрельбой, охотой на лис и другими видами европейского военно-патриотического воспитания. 30 человек из них сейчас едут в Польшу и Чехию, остальные отправятся в Норвегию.
Главная тема нашего разговора – это Грузия и ее война с Российской Федерацией. Президент России Дмитрий Медведев отдал приказ прекратить огонь, но двусторонне соглашение о перемирии еще не подписано. Как вы считаете, чем будет заполнен этот промежуток и не будет ли все дальнейшее существование Грузии похожим на сегодняшний день, среду, 13 августа, с его бомбежками, массовыми казнями населения оккупированных территорий и провокациями? И сразу второй вопрос – может ли быть такое, что огонь все таки будет прекращен, но не будет достигнуто официальное перемирие, как это десятилетиями имело место в отношениях между СССР и Японией?
Если президент сказал прекратить огонь, то они должны прекратить огонь, но здесь по тому, как ведут себя россияне в Нью-Йорке, в Организации Объединенных Наций, можно сказать следующие: они хотят как можно больше затянуть процесс достижения перемирия с тем чтобы, на мой взгляд, войска продвинулись как можно дальше по территории Грузии. Вполне вероятно, это делается для того чтобы потом диктовать свои устойчивые условия.
Вы не исключаете, что боевые действия будут продолжаться еще не один день?
Ввиду того, что у России во всем двойные стандарты, то тут может быть такое, что вроде бы «да», а вроде бы и «нет», «мы еще в чем-то там разбираемся». «Там кто-то выстрелил со стороны Грузии, а мы им ответили», «Поднялся грузинский самолет, и мы начали огонь» и дальше в таком же духе. Поэтому все может быть.
Я думаю, что вот-такая вот неопределенность, которую мы наблюдаем уже больше суток, еще продержится. Однако, рано или поздно огонь будет прекращен и все стороны конфликта согласятся с тем, что нужно подписывать перемирие. Но как его подписывать? На каких условиях? Что подписывать? Тут вопрос довольно сложный, потому что сам Саакашвили допустил ошибку.
Какую именно?
Грубо говоря, Россия поймала его на удочку. Она создала условия для его полного поражения. Ему как бы сказали: попробуй, ты можешь заходить в Цхинвали и Южную Осетию, восстановить свою территорию.
А кто сказал?
Создали условия. Перед этим ведь в этом регионе россиянами были проведены крупные военные учения, и там разыгрывался похожий сценарий, который потом реально повторился. Учения закончились буквально в начале августа.
Учения проводила Российская Федерация?
Да. Было задействовано 3 000 миротворцев; мероприятие довольно крупное.
В конце маневров Россия стала активно говорить о том, что Грузия готовится к войне, и чтобы не было потерь, надо чтобы местное население ушло из Цхинвали. И действительно большая часть населения ушла. Ушел и Кокойты со своей администрацией.
Это еще во время учений?
Нет, уже сейчас. В «мертвое время».
Но Саакашвили объявляет, что он идет на перемирие и согласен на двусторонние переговоры, а Кокойты отказывается. И дальше пусто. Понимаете? Что-то здесь мне не понятно, здесь где-то есть «мертвая зона», благодаря которой все произошло именно так, а не иначе.
И вдруг в ночь на 7-е число он дает команду ударить по Цхинвали. Причем ракетный обстрел идет из систем массового огня «Град». Разрушения и гибель людей обеспечены. И он танками пытается войти и захватить Цхинвали. И ставит задачу: перехватить дорогу через Роккский туннель, который позволяет россиянам перебрасывать свои войска в Южную Осетию. Но он не успевает это сделать. Завязываются бои, он отступает, начинается интервенция Российской Федерации. Одновременно усиленно действует авиация, которая очень активно бомбит населенные пункты и уничтожает грузинский флот. Получается, что из локального конфликта на одном единственном направлении образуется локальная война, в которой Россия применяет все виды обычного оружия. В военной теории происходящее называется «односторонняя война».
Что значит «односторонняя»? То есть, основной огонь ведется только со стороны России?
Нет. Когда крупная сторона воюет с маленькой, то получается, что с одной стороны – с грузинской – требуются усилия всей страны. Мобилизация и все остальное. А со стороны России участвуют всего лишь определенные военные части Северо-Кавказского военного округа, и все. Страна живет своим чередом. Подвела она сюда Черноморский флот – самый маленький, никчемный флот, но его достаточно, и авиация, опять таки того же самого Северо-Кавказского военного округа, с аэродромов в Краснодарском крае.
Как обстоят дела с грузинской ПВО? Ее нет или она была сразу выведена из строя?
Почему же? Есть ПВО. Они сбили 2 самолета. А если их было 20? Как тут управится.
Мы видим полнокровную локальную войну, которая ведется несовременными способами. Потому что при этом гибнет огромное число мирного населения. А современные войны ведутся т.наз. «бесконтактным способом». Главная его идея в том, чтобы как можно больше сохранить людей. Так, к примеру, вел войну НАТО против Белграда в 1999 году. Они накануне объявляли: мы нанесем удар по этому мосту, мы нанесем удар по этому объекту, выведите людей.
Это и был бесконтактный способ?
Да. Бесконтактная война. Здесь же проводится примитивная война. Точно так же, как еще 50 лет тому назад. Россияне действует почти как мясники. Поэтому мы и слышим о том, что, к примеру, погибло 13 миротворцев и 1 600 населения. И все нормально. Это безобразие. И это нужно осуждать.
Не блещет талантом стратега и Саакашвили. Россияне как бы внушили ему мысль о том, что можно быстро захватить, и все. И тут они его поймали, что предоставляет им сегодня возможность тянуть мирные переговоры, а мировому сообществу сомневаться: а почему же он первый пошел. Понимаете? Здесь очень много неясного.
Иными словами, еще заранее Кремль заложил подлог в процесс будущего урегулирования конфликта?
Да. Они подсунули ему вот такую вот штуку, а он пошел на авантюру. Россия ведь не может позволить себе проиграть, потому что если она проиграет здесь, то она проиграет в Абхазии, она проиграет в Приднестровье и Таджикистане.
Почему же тогда Медведев все-таки приказал прекратить огонь? Вследствие международного давления?
Задача захвата Тбилиси не ставилась. Для этого надо убить тысячи людей. Это не так просто. Основной целью россиян было показать мировому сообщества, что Грузия – незрелая, неустойчивая страна. Она, дескать, не готова к НАТО, поскольку она принесет туда новые проблемы. Поэтому предоставлять ей зимою ПДЧ нельзя. Грузия и дальше остается в зоне опеки России.
Беседовал Богдан Буденецкий