Утром 10 августа в доме одной из матерей, отправившей меньше трех месяцев назад своего сына в Аланию, раздался звонок. – Мама, я только что из Цхинвали. – Как из Цхинвали?! Там же война! Вас не должны были туда отправлять! – У меня очень мало времени, – продолжал мальчишка. – Слушай: мы там с 7 августа. Ну, вся наша 58-я армия. Ты же, наверное, смотришь по телику, что там происходит? Сегодня мы пробились из Цхинвала во Владикавказ за вооружением. Сейчас будем обратно пробиваться. Всё, зовут. Передавай всем привет. Целую…
Ещё звонивший успел сообщить, что колонна, в которой они двигались к Цхинвали, попала в засаду. Многие были убиты и ранены. Среди раненых оказался командующий 58-й армии генерал Анатолий Хрулёв.
Этот звонок прозвучал как гром среди ясного неба. Тут же о тревожной вести узнали остальные родители пермских новобранцев. Они, конечно, и до того жили как на иголках. И всё же надеялись, что заверения командования 19-й дивизии, так радушно принимавшего пермскую делегацию в конце мая, о том, что их дети не попадут в «горячие точки», были не просто успокоительной пилюлей. Теперь же они поняли, почему у сыновей с 7 августа замолчали «мобильники».
Они знали: на излёте Чеченкой войны главнококомандующим был отдан приказ, согласно которому в «горячие точки» можно направлять только воинов-контрактников, а заключать контракт можно только с тем солдатом, который отслужил по призыву не меньше полугода. Кто может сказать, что Южная Осетия сегодня не «горячая точка», даже если она официально не названа таковой?
Любой командир воинской части подтвердит, что за неполных три месяца новобранцев невозможно научить воевать. Бросить их в пекло войны против обученных натовскими спецами грузинских солдат – значит, просто превратить восемнадцатилетних мальчишек в пушечное мясо.
И невозможное – возможно!
Родители пытались добиться от краевого военкомата запросов в Министерство обороны о судьбе пермских новобранцев. Но, поняв, что это бесполезно, начали действовать единственно возможным для них в этой ситуации способом – звонить командованию 19-й дивизии и от имени родительского комитета требовать, чтобы сыновей немедленно вернули туда, где они еще несколько месяцев должны продолжать проходить военную подготовку – во Владикавказ.
10 августа вечером тот же солдатик, что звонил маме утром, сообщил по телефону:
– Нас, призванных этой весной, вернули во Владикавказ.
А потом начали звонить другие мальчишки. Лейтмотив каждого звонка: «Мы уже не воюем!»
Родители сделали, казалось бы, невозможное – вырвали сыновей из пекла войны. Надеюсь, ничей язык не повернется назвать их антипатриотами. Сберегая мальчишек от гибели в этой безумной войне, они, по-моему, совершают самое разумное действо, в то время как другие теряют головы от ультрапатриотизма.
«Так вот зачем наши мальчики...»
Но не только судьба своих собственных сыновей тревожит этих родителей. В воюющей сейчас 58-й армии служат пермские парни, призванные и осенью 2006-го (двухгодичники), и весной 2007-го (полуторагодичнки). Те и другие должны демобилизоваться нынешней осенью. Неизвестно, сколько из них вернется живыми.
Думая о них и о тысячах других мальчишек в солдатских шинелях, брошенных в так называемую кампанию по принуждению к миру (звучит-то как издевательски), пермские родители составили обращение на имя российского президента, председателя правительства, министра обороны и председателя комитета по обороне Госдумы.
Приведем абзац из этого обращения:
«Господин Путин В. В. поставил перед россиянами задачу – повысить рождаемость. Для чего, позвольте Вас спросить? Начавшаяся с Грузией война дает полный ответ – Вам, господа, нужно много пушечного мяса солдат из провинций. На этой войне 18-летние мальчишки, которые прослужили всего 2,5 месяца. Кто отдал этот преступный приказ направить их на неминуемую смерть? Выходит, Путин призывал нас исправлять демографию страны для новых войн, а не для созидания».
Поняв, что вместе они представляют некую силу, с которой не могут не считаться власть предержащие, родители пермских новобранцев смогли подняться над своими личными проблемами и задуматься над проблемами всех россиян, чьи дети сегодня ввергнуты в пучину войны. Вот чем заканчивают они свое обращение:
«Вы, власть имущие, сначала разрушаете, а затем валите без меры гуманитарную помощь в пострадавшие от военных действий районы, восстанавливаете экономику разрушенных республик. Сейчас Вы назвали это гуманитарной катастрофой. Скажите, а кто вернет родителям погибших и изуродованных войной детей? Кто предотвратит катастрофу семьи? Как насмешка над всеми нами – война идет в Год семьи… Мы требуем прекратить войну с Грузией и восстановить мир!»
Письмо от имени Совета родителей военнослужащих Прикамья подписала Александра Вракина, от имени родительского комитета «Особый резерв» – Сергей Тарантин.
P. S. Информационная служба 19-й дивизии отказалась сообщить Совету родителей военнослужащих Прикамья имена погибших и раненных пермских солдат. Пока известны имена двух раненых: пермяка Алексея Батуева (ранение в голову) и уроженца Гайнского района Сергея Адушкина (осколочное ранение в плечо).