В Украине началась президентская избирательная кампания. Это видно по уже приснопамятному брифингу Виктора Ющенко на лужайке, где он озвучил обвинения в адрес Юлии Тимошенко, а также по заявлениям Андрея Кислинского, которые сводились к обвинениям в госизмене. За этим, очевидно, должна была последовать реакция правоохранительных структур, которым якобы передали факты этого тяжкого преступления премьер-министра. Но ее до сих пор нет и вряд ли когда-нибудь будет.
Важны были не юридические последствия, а поднятая шумиха. Именно такой лейтмотив, на мой взгляд, и будет присущ нынешней осени.
Следующим залпом по Тимошенко станет запланированная на сентябрь очередная попытка отставки Кабинета Министров Украины. Насколько успешной она будет, зависит от того, в какой мере участники бывшей Антикризисной коалиции вместе с Секретариатом президента смогут склонить на свою сторону ряд депутатов из «Нашей Украины», Блока Юлии Тимошенко и фракции коммунистов. «Регионалы» и Блок Владимира Литвина, безусловно, проголосуют за отставку правительства.
Что касается ярких событий за пределами парламента, наподобие совершенно бессмысленному с правовой точки зрения, но прекрасно запомнившемуся заявлению Кислинского, то нам следует ожидать дальнейших информационных бомб такого же типа и направленности, но уже из уст других, более известных, политиков. Традиционно одним из таких ярких обвинителей всегда выступал Юрий Луценко, который не стесняется громких обвинений.
Наверняка он постарается получше отработать подачу производимых им сенсаций, потому что последние его действия при всей их серьезности, как ни странно, не вызвали необходимого общественного резонанса. Я имею ввиду задержание по подозрению во взяточничестве деверя президента директора Департамента контроля над оборотом и реализацией спирта, алкогольных и табачных изделий Государственной налоговой администрации Украины Игоря Гончара. «Повешенная» на него сумма в $20 000 была ходом Луценко на упреждение. Для того чтобы остаться на своей должности, он просто будет вынужден открывать очень яркие коррупционные дела, причем, именно из окружения президента, дабы потом, в случае возможного увольнения, всегда можно было сказать о том, что «наша активная деятельность привела к тому, что нас отправили в отставку».
Субъектами его расследований может быть кто угодно, включая Виктора Балогу, его ближайших родственников или же достаточно близкого к нему руководителя Государственного управления делами Игоря Тарасюка. Из архивов будут вытаскиваться всевозможные контрабандные, земельные дела и т.п. При желании, найти можно все что угодно.
Но, пожалуй, самым ярким эпизодом здесь станет вопрос о якобы удочеренной Виктором Ивановичем незаконнорожденной дочери главы государства, которая вроде бы живет в Закарпатье. «Политические киллеры» в первую очередь будут наносить удары именно по личной жизни или по тому, что, как они считают, является неотъемлемой частью биографий выбранных ими «жертв». Примером тому является скандал с дочерью Тимошенко во время ее пребывания в Одессе. Политтехнологам нужны такие вещи, которые беспроигрышны, скандальны, бьют наотмашь и интересны избирателю в силу своей откровенной желтизны, поскольку взывают к самым сильным и низменным инстинктам целевой аудитории. Грубо говоря, речь идет о сексуальной жизни первых лиц государства, их любовных похождениях, а также бывших некогда увлечениях и романах.
Если говорить о Партии регионов, то против президента она работать не будет. Для ее политсовета Ющенко сейчас является самым ближайшим соратником. Они могут выступить только против Тимошенко.
Что касается коммунистов, то они жаждут расследования по заявленной ими продаже Украиной оружия для воюющей против России Грузии. Но здесь Ющенко обвинить не в чем. Все факты свидетельствуют о том, что самые крупные сделки по незаконному экспорту военной техники относятся ко времени правления Леонида Кучмы. Тогда было распродано 90% зенитных комплексов и стрелкового оружия. Поэтому если даже парламент и начнет подобное разбирательство, то тогда оно неминуемо обернется против бывших министров обороны еще кучмовских времен и самого бывшего Гаранта, однако никак не против Ющенко.
Я не исключаю и повторную реанимацию пленок майора Мельниченко, который все грозится явить миру новую порцию собственных обвинений. Сделанные им записи обязательно возникают именно в такие моменты.
Не исключено, что в прессе появятся и расшифровки телефонных разговоров между теперешними руководителями Украины. Как мы помним, потере Александром Морозом кресла спикера в результате парламентских перевыборов предшествовала публикация якобы его личной беседы с просьбой о протекции, состоявшаяся у него с послом Великобритании в Украине.
В условиях когда практически все пишут всех, соблазн обнародовать содержание переговоров в штабе своего оппонента огромен. Если говорить, к примеру, о плане Секретариата по привязке кандидатуры Тимошенко к влиянию России, то тогда нам следует ожидать некие умело состряпанные «разговоры» либо самого премьера, либо кого-то из ее ближайшего окружения с определенными должностными лицами Кремля, дающие основания предполагать причастность Тимошенко к отравлению Ющенко в 2004 году.
Таким образом, этой осенью основной упор будет делаться на черные технологии с налетом скандальной желтизны и вытягивания грязного белья из личной жизни кандидатов в президенты. Все будет крутиться вокруг попыток очернения основных участников кампании, причем очень безжалостного и грубого. Как говорил в свое время Геббельс, «чем грубее ложь, тем быстрее в нее поверят». Поэтому это должно быть что-то такое, что взывает исключительно к инстинктам, а не к здравой логике.