Россия начала игру в «освобождение покоренных народов». Правда, как и Советский Союз в 60-70-ых гг. минувшего столетия, она делает это ценой появления новых горячих точек и общей дестабилизацией в каждом отдельно взятом регионе.
Позабавившись вдоволь на Закавказье, Дмитрий Медведев обратил свой монарший взор на подзабытую Приднестровскую Молдавскую Республику (ПМР), где уже давно не лилась кровь, и скоро окончательно забудут «славу русского оружия». «В последнее время произошли известные события, которые показали, насколько потенциально опасными могут быть некоторые так называемые «замороженные» конфликты… Это очень серьёзное предупреждение, предупреждение всем, и я считаю, что в этом контексте мы должны подходить и к рассмотрению других проблем, которые существуют, - заявил Медведев. - Я вижу вполне хорошие шансы достичь урегулирования в Приднестровье».
Наличие повышенного внимания РФ к нижнему течению Днестра неудивительно. Предваряя последний манифест своего президента, один из «ястребов» кремлевской дипломатии, экс-начальник управления Администрации президента России по международным и культурным связям, а ныне председатель Союза общественных объединений «Свободная Россия» Модест Колеров откровенно признал, что «если, решая проблемы Абхазии и Южной Осетии, Россия забудет о Приднестровье, она потеряет его». «Решение» (по Медведеву – «урегулирование»), судя по всему, получится изящным и почти беспроигрышным, чего до сих пор нельзя сказать о войне в Грузии.
Капкан «реинтеграции»
Не секрет, что в начале 2008 года все т. наз. «замороженные» конфликты на просторах бывшего СССР Москва условно разделила на три группы, в соответствии с чем и ведет свою дальнейшую политику:
1. приднестровская
2. грузинская
3. нагорно-карабахская
В отношении грузинских конфликтов (абхазский и южно-осетинский) Россия первоначально планировала сохранить статус-кво гегемона, максимально нагнетая ситуацию и сохраняя существующие позиции сторон.
Однако серьезные намерения Грузии в отношении Южной Осетии привели к тому, что Россия была вынуждена перевести оба анклава в формат полупризнанных государств. Международному праву известна такая модель, ее еще называют «Северный Кипр», по примеру отношений между Турцией и этим сравнительно небольшим государственным образованием.
Что касается Приднестровья, то сущность подхода Кремля к узакониванию этой территории RUpor`у объяснил директор Центра исследований проблем гражданского общества Виталий Кулик. «Речь идет о дипломатической помощи в объединении на конфедеративной основе Молдавии и подотчетного Москве Приднестровья. Россияне называют это «реинтеграцией». Взамен от Кишинева требуется соблюдать нейтралитет по вопросу расширения НАТО на Восток», - заявил эксперт.
Кроме того, Россия получит политический и экономический контроль над всей Молдавией, а также стабильного партнера в регионе Юго-Восточной Европы. Процесс рассчитан на долгие годы и включает в себя синхронизацию экономической жизни обеих республик, участие политических сил ПМР в выборах на всей территории от Прута до Сирета и т.д. Руководство РФ считает свои усилия абсолютно оправданными, поскольку в результате этой дипломатической многоходовки надеется получить влияние на весь государственный аппарат и общественный строй Молдавии.
Успешно «слив» Приднестровье, россияне за пару-тройку лет получат ни много ни мало целое европейское государство, являющееся признанным субъектом международных отношений и владеющим ключевым плацдармом для сдерживания сил потенциального противника на Балканском направлении. А в восприятии мирового сообщества, вознамерившегося руками главы британского МИД Дэвида Милибэнда соткать «широкую» антироссийскую коалицию, предстанет блаженный лик миротворца Медведева, способного не только «принуждать к миру», но и дарить его оптом целым народам. Смотрите, мол, мы готовы к мирному диалогу и к урегулированию всех проблемных вопросов.
«Однако такой подход невыгоден Молдавии, которая приняла Закон о статусе Левобережья Днестра, по которому отменен план мирного урегулирования от Виктора Ющенко. Молдавия продолжает создавать всевозможные проблемы Приднестровью, в частности, не выпускает в Евросоюз чиновников из Тирасполя и подвергает экономической блокаде приднестровские предприятия», - добавляет Кулик.
Если же начнет действовать московский план по «реинтеграции», то действия главы молдавского государства Владимира Воронина могут принять куда более радикальный оборот. Он вряд ли поспешит отдавать «без боя» свою вотчину таким же, как он сам коммунистам с противоположного берега Днестра только потому, что они быстрее договорились с россиянами. В этом, судя по всему, и состоит подлинная сущность последних кремлевских начинаний на Бессарабском фронте: склонить Молдавию на свой, заведомо провальный, путь погашения конфликта, а позже взвалить на ее плечи не только все неудачи, но и новое противостояние с вольнолюбивым Приднестровьем. В таком случае понятна раздраженная реакция Воронина на результаты переговоров с Медведевым в Сочи, во время которых последний настаивал на изменении закона о Приднестровье.
«Горячий» сценарий
Пока же заповедник марксизма-ленинизма в 80 км от Одессы не хочет слышать о прекращении своего существования и, более того, недвусмысленно напоминает о себе Кремлю, отличившись, например, провокационным признанием независимости Сухуми и Цхинвали. По информации RUpor`а этому предшествовали предварительные консультации Тирасполя с кремлевскими хозяевами.
В дальнейшем, очевидно, следует ожидать активных шагов Тирасполя по «реинтеграции», затем их поражения, и - «горячей» стадии конфликта.
Относительно судьбы ПМР известный украинский дипломат, проработавший многие годы Чрезвычайным и Полномочным послом в США, Израиле, Мексике и Канаде, Юрий Щербак в эксклюзивном интервью RUpor`у завил: «Или волна насилия вспыхнет там прямо сейчас, или такой вариант развития событий будет оставаться законсервированным. Но в таком случае силовой сценарий будет противоречить их договоренностям с руководством Молдовы, президент которой пообещал нейтралитет и отказ от НАТО взамен за решение конфликта с ПМР».
Для того чтобы делать окончательные выводы по Приднестровью, нужно дождаться следующего шага Москвы, которая сейчас стремится «добавить» к Южной Осетии часть грузинской территории – т. наз. «буферную зону». «Если международное сообщество закроет на это глаза, тогда в Приднестровье Россия окажется с развязанными руками. Украине тоже нужно сказать свое слово. Хватит прикрываться словами о «братской дружбе», иначе следующую войну Россия развяжет прямо возле нашей границы», - добавил Щербак.
С военной точки зрения сделать это будет совсем не сложно. «Реанимация вооруженных конфликтов на постсоветском пространстве не требует чрезмерных расходов и высокоразвитой техники. Это больше вопрос идеологии и стремления к этому государственного руководства России. Если у них появится к этому воля, переоснащать армию не нужно. Армия в данном случае не больше, чем инструмент демонстрации намерений, а не грозный агрессор», - заявил RUpor`у заместитель директора Центра исследований армии, конверсии и разоружения «Defense Express» Михаил Самусь.
Министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер высказался конкретнее. «Россия может повторить свой опыт в отношении Украины и Молдавии. Россия оказалась за пределами международного права после того, как признала независимость Абхазии и Южной Осетии», - сообщил он сегодня.
Однако прозорливость европейцев вряд ли поможет Воронину. «Благодаря» многолетней политике России в регионе, ему проблематично уповать на заступничество НАТО. Да и собственной позиции по этому поводу он еще до сих пор так и не выработал. Все ждет милости от царя-батюшки. Авось пожалеет и не станет из «Градов» потчевать. Пример для Украины, согласитесь, более чем наглядный. Больше некуда. Всестороння помощь «братьям-славянам» будет оказана еще быстрее, чем полупризнанным Абхазии или Южной Осетии. Оазис российских военных баз без особого труда раскинется посреди убежденных членов НАТО.