После фактического образования парламентской коалиции БЮТ и ПР, известный политолог Вадим Карасев стал первым, кто назвал время досрочных выборов – декабрь 2008 года. RUpor попросил его объяснить предварительные позиции, риски и перспективы борьбы основных политических сил, а также особенности функционирования Верховной Рады VII созыва
Больше всего выборы не выгодны Блоку Юлии Тимошенко. Тем более, если в ходе предвыборной кампании она лишится премьерского статуса.
Во-первых, Тимошенко будет лишена бонуса премьера на президентскую предвыборную кампанию, потому что вряд ли после выборов в парламент она вновь вернется на пост главы правительства. Ей не дадут это сделать хотя бы те же «регионалы».
Во-вторых, уже сейчас, а затем и по ходу предвыборной кампании, она может потерять часть западноукраинского электората, который готов вернуться в родные политические пенаты – Рух, Украинскую народную партию, к Олегу Тягныбоку и прочим. При этом она окажется неспособной получить восточноукраинский электорат, на который плотно «присела» Партия регионов.
К тому же, кто сказал, что в грядущих парламентских выборах будут принимать участие те же политические силы, что и в 2006-м и 2007-м годах? Во всеукраинском масштабе начнут работать новые политические силы, хотя бы такие, как Блок Леонида Черновецкого, который, используя методологию, технологию и идеологию выборов Юлии Тимошенко, будет играть на ее электоральном поле и станет для нее серьезным конкурентом.
Усилит свои позиции Блок Литвина. Возможен проход в Раду объединения «Свобода» и других национал-патриотических сил.
Думаю, что и коммунисты на волне радикальной пророссийской риторики возьмут немалую часть избирателей у Партии регионов.
В парламенте будет иная конфигурация, иное соотношение политических сил. Я считаю, что в Верховной Раде VII созыва будет 6-7 фракций. При таких условиях двухпартийная или полуторапартийная система окажется вряд ли возможной. Тем более что одной из основных задач этих выборов станет не только подготовка к президентскому марафону 2009-2020 гг., но и демонополизация партийной структуры: разукрупнение партий, уход от рисков двухпартийности, которые достаточно постоянно и сильно тревожат не только Ющенко, но и коммунистов, и Литвина, и другие партии, которые постоянно балансируют в пределах 3%-ного барьера.
Так что Ющенко может эти выборы выиграть не в том смысле, что одержит победу некая политическая сила, позиционирующая себя как пропрезидентская, а выиграть в смысле изменения соотношения политических сил в парламенте, в смысле новой комбинации партийно-парламентских элит, а, стало быть, и более выгодного для Ющенко старта в 2009 году.
Вот почему сейчас, прежде всего, всполошились БЮТовцы. Они понимают, чем они рискуют в случае досрочных выборов и чем им грозит новый парламент. На сегодня им не остается ничего другого, как только затягивать время и пугать повышением проходного барьера. Но чем больше они будут играться с барьером, тем все больше и больше они будут отпугивать от себя остальные политические силы, многие из которых могли бы стать их долгосрочными политическими партнерами: для которых нет возможности пройти 10%-ный барьер, либо которые чувствуют себя неуверенно при 5%-ном барьере. Это Блок Литвина, это коммунисты, это другие партии и партийные элиты, которые осознают риск оказаться вне стен парламента и вне большой политики вообще, где все теперь будет поделено между Партией регионов и Блоком Юлии Тимошенко. Ведь в стране существует и другая, не менее влиятельная часть политической элиты, оказавшаяся позавчера не у дел и готовая в любой момент переметнуться на сторону Ющенко, как единственной альтернативе новой коалиции. Для них он становится символом противодействия режиму двухпартийной олигархии, прообраз которой мы уже можем наблюдать в парламенте.
Его персональных рисков никто не исключает. Они с ним всегда и везде. Но для Ющенко теперь рисков досрочных выборов намного меньше, чем рисков без них. Кто не рискует, тот… не становится президентом.