В течение всей этой недели можно было услышать множество слухов и кривотолков о роспуске Верховной Рады и назначении досрочных выборов. Однако на самом деле повторение президентом своего прошлогоднего шага является одним из трех-четырех общих подходов к будущему парламента. Равно как и переформатирование коалиции по линии ПР-БЮТ, ПР-НУНС-Блок Литвина или даже возрождение Коалиции национального единства. При этом персональная позиция президента во многом будет зависеть от одобрения со стороны западных партнеров, отношения с которыми как у него, так и у нас в государстве вообще сейчас едва ли не в самом худшем состоянии.
Виктор Ющенко не услышал в Париже то, что должен был и очень хотел услышать. Украинская политика западной ориентации получила полное поражение. Нам четко показали, что никакого вхождения Украины в Евросоюз не будет, никакого улучшения отношений с Европой ожидать не стоит.
Соглашение об «ассоциации», которое нам предложили подписать не ранее чем через год, как по мне, для Украины является абсолютным нонсенсом. Оно не предусматривает ни упрощения визового режима, ни конкретных терминов вступления Украины в Европейский Союз.
К тому же оно делает наши рынки беззащитными перед европейскими товарами и услугами. Формально Европа открывает перед нами свои рынки сбыта, но на самом деле все далеко не так. Вводится система квотирования, сертификации и лицензирования, которая в ближайшие полтора-два года и близко не пустит украинские товары на европейские рынки.
Украина же такой системы не внедряет. Соответственно, мы в данном случае получим обратный эффект. Повторится та же ситуация, что и с визовым режимом.
Кроме того, я хотел бы напомнить о том, что на сегодняшний день соглашение об ассоциации (подчеркну: не соглашение об ассоциированном членстве, а соглашение об ассоциации) – наиболее распространенная форма сотрудничества ЕС с такими странами, как Чили, Марокко, Тунис, Египет, Израиль, Вьетнам. То есть с теми, которые никогда не станут членами Европейского Союза.
Не исключено, что аналогичная ситуация повторится и с ПДЧ для Украины в декабре этого года.
Как ни странно, но ближе всего к ЕС и НАТО мы были как раз во времена Кучмы, а не после «оранжевой» революции или появления Коалиции демократических сил. Нравится ли нам это или нет, но именно тогда определенность относительно необходимости вступления в НАТО среди населения была в два раза выше, чем сейчас.
Тема НАТО тогда не делила страну на Запад и Восток. Тема НАТО не была до такой степени раздражительным элементом украинской внешней политики, который разнообразными политсилами и партиями используется исключительно во внутренних целях.
Консенсус относительно вступления в НАТО присутствовал и в политикуме. Кроме Натальи Витренко и Петра Симоненко, наверное, больше никто не поднимал вопрос о нецелесообразности вступления в НАТО.
Партия регионов и та вписала это в свою программу. А также голосовала за закон об основах национальной безопасности Украины и принимала то, что там значилось как «европейская и евроатлантическая интеграция».
Иными словами, на тот момент Украина развивалась в сторону интеграции в Европу. Сегодня же можно говорить о том, что после «оранжевой» революции Украина сделала шаг назад от Европы.