Бурные внутриполитические перипетии, захлестнувшие Украину, отодвинули на второй план проблемы взаимоотношений с северным соседом. Если и вспоминают в последнее время на Печерских холмах о России, то только в контексте появления очередных «черных списков» персон нон-грата, а также в связи с нарисовавшимся в Верховной Раде прокремлевским тандемом, состоящим из фракций БЮТ и ПР.
Меж тем 1 апреля 2009 года истекает 10-летний срок действия так называемого Большого договора между Украиной и РФ. А согласно положениям этого документа, если за полгода до окончания срока действия (то есть до 1 октября 2008-го года) ни одна из сторон не выскажется о расторжении или пересмотре его положений, то договор автоматически продлевается еще на десять лет.
На днях глава российского МИДа Сергей Лавров заявил, что не видит причин «по которым Россия должна была бы инициировать прекращение действия Договора, который работает в интересах как РФ, так и Украины». «Думаю, что за исключением самых крайних случаев, которые напрямую затрагивают жизненные интересы безопасности государств, необходимо избегать каких-либо шагов, подвергающих сомнению действующие международные основы отношений между странами», - сказал министр на пресс-конференции. При этом российский дипломат добавил, что официальная Москва в полной мере рассчитывает на то, что и другие основополагающие документы, определяющие взаимоотношения и сотрудничество между нашими странами, включая договоренности по Черноморскому флоту РФ, будут сохранять свою силу.
Последние высказывания г-на Лаврова свидетельствуют о том, что, несмотря на требования отдельных российских политиков, заявляющих о необходимости выхода России из Большого Договора с Украиной, такие радикальные настроения не получают официальной поддержки Кремля. (Напомним, что еще в начале июня Госдума предложила президенту и правительству РФ рассмотреть вопрос о выходе России из Договора, в случае реализации плана по вступлению Украины в НАТО. В депутатском обращении было сказано, что присоединения Украины к ПДЧ следует расценивать как фактически односторонний выход Украины из Договора о дружбе. И, следовательно, ответ Москвы на эти действия должен был быть симметричным.) Тем не менее, некоторые «горячие головы» с московской пропиской проявляют свою «осведомленность» и заявляют о том, что РФ обязательно пойдет в наступление на Киев и до 1 октября сделает заявление, касающееся Большого договора с Украиной.
В частности небезызвестный у нас депутат Госдумы Константин Затулин выдвинул свою собственную версию, согласно которой, Россия обязательно предупредит Украину о возможности своего выхода из соглашения, если курс на НАТО продолжится. По мнению парламентария, вероятность жесткого заявления российского МИДа чрезвычайно высока. К тому же, в своеобразной ноте, РФ выразит свое отношение не только по сближению Украины с НАТО, но и по проблеме русскоязычного населения и по ситуации с русским языком в Украине.
Не станем давать оценку компетентности г-на Затулина, а обратимся к другим фактам, косвенно подтверждающим вероятность появления подобного заявления от руководства РФ. «По следам» последнего телефонного разговора, состоявшегося между главами Украины и РФ, а точнее последовавшими за этим диалогом комментариями, можно сделать вывод, что умозаключения Затулина имеют право на существование. Если официальный Киев просто подтвердил, что Виктор Ющенко пригласил своего российского коллегу посетить Украину, то сайт президента РФ, в лучших традициях нашей дружбы с «Большим братом», поведал о, якобы выдвинутых Медведевым дополнительных условиях, при выполнении которых его визит может состояться.
Собственно, размещенная на официальном сайте президента РФ, так сказать - «уточняющая» информация, относительно перспектив визита Медведева в украинскую столицу, носит покровительственные нотки. В «уточнении» сказано, что сроки визита Дмитрия Медведева в Киев зависят от решения целого ряда проблем в двусторонних отношениях, которые вначале должны быть тщательно и конструктивно проработаны на экспертном уровне, без политизации существующих разногласий. Мол, с российской стороны было обозначено наличие целого ряда проблем в двусторонних отношениях и только после решения этих вопросов могут быть обсуждены конкретные сроки контактов на высшем уровне.
Похоже, что в Москве в очередной раз предпочли не видеть ситуацию «дальше собственного носа». Нестыковка позиций заключается в том, что официальный Киев уже давно определил свое отношение по всему спектру проблемных вопросов. Единственным новшеством стала недавняя директива Виктора Ющенко, данная украинскому правительству. В ней Банковая настоятельно предложила Кабмину внести в расходную часть Госбюджета выплату Украиной россиянам государственного долга в размере около 1,3 млрд. долл. Поясним, это оставшаяся часть средств, которые Украина должна Российской Федерации за полученный до 1997-го года газ. Именно на списании этого долга построены финансовые принципы базирования ЧФ РФ в Севастополе. Не это ли задело кремлевских небожителей?
Очевидно, что, расплатившись по долгам, Украина вправе пересмотреть финансовые условия базирования флота. Напомним, что до сегодняшнего дня размер арендной платы флота рассчитывается исходя из ежегодного погашения Украиной в равных пропорция (по 97 млн. долл.) газового долга. Рыночная же стоимость базирования кораблей, использования акватории и земель сейчас составляет, по меньшей мере, 1,5 млрд. долл. Естественно, такие действия в Москве посчитали недружественными. Комментируя намерение украинского руководства повысить арендную плату, тот же г-н Лавров заявил, что «это противоречит базовому соглашению по Черноморскому флоту, в котором четко зафиксирована стоимость аренды». «Исходим из того, что международное соглашение, каковым является соглашение по Черноморскому флоту, имеет абсолютный приоритет над внутренними законодательными актами», - отметил министр.
Не секрет, что вторым пунктом после ПДЧ, раздражение Кремля обусловлено именно проблемами флота. Но позвольте – при чем тут Большой Договор? Соглашения по флоту не имеют к нему никакого отношения, даже глава российского МИДа это подтвердил. Почему же тогда Москва продолжает путать «мух с котлетами» и пытается свалить все проблемы в одну кучу? Не пора ли украинским чиновникам задаться вопросом – а кому, собственно, нужен Большой договор, которым так мастерски прикрывается Москва? Очевидно, что Украине практической пользы от Договора значительно меньше чем РФ. Не секрет, что многие его положения в части экономического взаимодействия носят сугубо декларативный характер, не имеющий ничего общего с существующей действительностью. Так чего нас пугают какими-то заявлениями, которые будут сделаны перед пролонгацией Договора? С комплексами, в том числе и с комплексом «старшего брата», необходимо бороться.