Совсем недавно активисты Крымской республиканской ассоциации «Экология и мир» посетили село Железнодорожное Бахчисарайского района. Местные жители сигнализировали экологам, что на территории хоздвора местного автохозяйства находится практически на краю гибели бесхозная группа киноартистов.
Группа несостоявшихся звезд киноэкрана насчитывала в себе шесть лошадей породы «чистокровная верховая», среднеазиатскую овчарку с артистическим именем - Алсу и четырех волов. К моменту приезда защитников природы все одиннадцать участников массовки, брошенные после съемок некой российской киногруппой в селе Железнодорожное, уже две недели ничего не ели и не пили.
Как рассказали экологи, многим из них приходилось в жизни видеть многое, но от представшего им зрелища даже у мужчин просто слезы на глаза наворачивались. Состояние животных можно было определить только словами «крайняя степень истощения», К тому же на теле у лошадей были обнаружены зарубцевавшиеся раны, что показывало на то, что со скакунами на съемках особо не церемонились.
В ходе разбирательства выяснилось, что претензии по факту нарушения Закона Украины «О защите животных от жестокого обращения» (статьи 7, 9 и 18) предъявлять некому. Владелец животных некто Вячеслав Бурачков уехал вместе со съемочной группой в Санкт-Петербург, и до судьбы четвероногих артистов дела ему, видимо, нет. Это в мире общественность может на полном серьезе обсуждать пойдет ли на съедение поросенок Бейб, или ему положат пенсию, и как доживали свои годы исполнители роли шотландской овчарки Лесси. У нас все проще – отсняли очередной «шедевр» и все, искусство требует жертв.
К слову сказать, у крымских защитников природы деятели киноискусства, массово приезжающие снимать роскошную крымскую «натуру», особого уважения не вызывают. А вызывают особую головную боль. Мусор, взрывы, подпалы, уничтоженные краснокнижные эндемики – реалии которые сопровождают практически каждый кинопроцесс.
Особенно запомнился, конечно, крымчанам бесчинствами в Казантипском заповеднике Федор Бондарчук. Впрочем предприимчивые чиновники от экологии заставили режиссера заплатить за погубленную природу трижды по чуть-чуть, и последний, несмотря на возмущение граждан, остался весьма довольным. Троекратный платеж (за разрешение и два штрафа) это копейки, по сравнению с тем, чтобы содрали с киношников за издевательство над заповедной территорией, например, в Индии, где первоначально планировались съемки. Крым оказался гораздо дешевле.
Справедливости ради стоит отметить, что антиэкологическим поведением отличаются не только российские киногруппы. Отечественные режиссеры тоже делом сохранения природы Крыма не заморачиваются. В этом году, при съемках фильма о партизанах взрывы гремели в Крымском и Ялтинском горно-лесном заповеднике.
Какой может быть выход из ситуации и как достучаться до экологического сознания кинодеятелей, если штрафы мизерные, а экологическое законодательство практически не выполняется? Есть один вариант… К примеру, касательно того же Бондарчука кинокритика много писала, что несмотря на экологические протесты общественности, все равно все купят билет и пойдут смотреть «высокоталантливый фильм». А если не ходить?
Безотносительно имени режиссера – есть факты наплевательского отношения к природе – голосуем, что называется гривней. А со сборами от проката, знаете ли, считается любой гений.
В цивилизованном мире это делается запросто. А у нас?