Политика уходит на второй план. Кризис мировой экономики уже вовсю шагает по просторам Украины. Как не старался на прошлой неделе украинский политикум «напомнить» о себе (бесконечно-бесперспективная коалициада, стремительно приближающийся «выпускной» для нардепов Верховной Рады VI-го созыва, манипуляции с самолетами в Борисполе и многое другое) все большее место в информационном пространстве страны занимают сводки об экономических проблемах.
Острая нехватка средств, которую с начала года в полной мере ощущал весь финансовый сектор страны, в последние дни приобрела угрожающие масштабы. С начала года НБУ, пытаясь обуздать инфляцию, всячески препятствовал увеличению денежной массы в финансовом секторе страны, вводя все новые и новые заградительные барьеры на привлечение коммерческими банками внешних заимствований. Насколько взвешенными были подобные действия – сказать трудно. Даже не специалистам было понятно, что прогнозировавшийся массовый уход иностранных инвесторов с фондовых рынков страны (только в сентябре отток инвесторов удвоился по сравнению с августом) обязательно спровоцирует катастрофический дефицит средств в финансовом и реальном секторах экономики. Однако эту тенденцию, почему-то, в Нацбанке предпочитали не замечать до самого последнего времени. Только на днях НБУ практически на сто восемьдесят градусов изменил свою политику и в данный момент пытается спасти банковский сектор от полномасштабного погружения на дно.
Однако, не поздновато ли спохватились? Ведь ослабление ценовой диктатуры со стороны НБУ в отношении коммерческих банков, которые пытаются «обзавестись» зарубежными кредитными линиями, вступит в силу лишь 27 октября. Нужно учесть и тот факт, что глобальный финансовый кризис практически свел на нет кредитование на мировом межбанке, и украинские финансовые учреждения, чья ликвидность всегда вызывала большие сомнения у западных финансистов, попросту рискуют остаться при своем интересе. Аналитики отмечают, что в конце календарного года для многих украинских банков наступают сроки возврата внешних долгов. А вот перезанять средства в данный момент практически невозможно. Усугубляется ситуация еще и тем, что на днях рейтинговое агентство Fitch Ratings понизило рейтинг ряда украинских банков со «стабильного» на «негативный». В число «счастливчиков» попали Правэкс-Банк, Укрэксимбанк, Ощадбанк, Укрсоцбанк, УкрСиббанк, ВТБ Банк, банк «Форум» и некоторые другие, далеко не последние в Украине, финансовые учреждения. Думается, это лишь подчеркнуло общую тенденцию в отношении украинского финансового сектора. Независимые эксперты прогнозируют, что занять средства за пределами страны отечественным финансистам «не светит» еще как минимум год-полтора.
Нужно отметить, что проблемами банкиров озаботились и в Кабмине. На днях Министерство финансов заявило о том, что планирует разместить на финансовом рынке свободные средства Государственного казначейства в сумме порядка 4 млрд. гривен. Как предполагают чиновники с ул. Грушевского, такие меры позволят комбанкам справиться с дефицитом оборотных ресурсов, а Госбюджет сможет заработать дополнительные средства. Однако, такое решение Минфина вряд ли понравится НБУ, который привык монопольно размещать ресурсы в этом секторе экономики и постоянно выступал против появления еще одного регулятора, управляющего ликвидностью банковской системы. Если компромисс между Минфином и НБУ по этому вопросу достигнут не будет, комбанкам останется уповать на привлечение вкладов населения и депозиты юридических лиц, да лелеять надежду на дополнительное рефинансирование регулятором. Что само по себе, в сложившейся ситуации, весьма проблематично.