Всю прошлую неделю страна так оживленно следила за перипетиями в полуживом украинском парламенте и накалом страстей вокруг него, что практически выпустила из виду очередной виток в газовых переговорах, ведущихся Украиной с северным соседом. Меж тем, в конце прошлой недели высокие договаривающиеся стороны, без лишней помпы, намекнули на то, что финал сего судьбоносного действа не за горами. Точнее – следует ожидать, что «мокрыми печатями» новые соглашения в газовой сфере будут скреплены не позднее 1 ноября сего года.
Отход от «устаканившейся» в последние годы традиции подписывать газовые соглашения под бой кремлевских курантов - событие само по себе из ряда вон выходящее. А если принять во внимание тот факт, что Национальная комиссия регулирования электроэнергетики (НКРЭ) уже приняла решение о повышении цен на газ для населения на 35% с 1 декабря 2008 года, то сравнение нашей политической элиты со «стахановцами» будет вполне уместным. «Даешь пятилетку в три года!», точнее - наступление Нового Года на месяц раньше. Даже несколько странно, что на официальном сайте НКРЭ до сих пор не публикуются одобрительные письма трудящихся, которые в подавляющей массе приветствуют досрочно введенные новые расценки на газ. Но, думается, декабрьское повышение тарифов далеко не последнее и о народном «одобрямс» мы еще услышим.
Если же говорить серьезно, то, последние перед подписанием контрактов с РФ, рамочные договоренности - не пролили свет на большинство вопросов экспертов. В соглашении, которое явилось логическим продолжением «Меморандума между правительством Российской Федерации и Кабинетом министров Украины о сотрудничестве в газовой сфере», подписанным в начале октября премьер-министром Юлией Тимошенко и главой правительства России Владимиром Путиным, нет ни новой цены на природный газ, ни формулы, по которой она будет высчитываться. Также не зафиксированы и объемы поставок. Не указана сумма накопившегося у «Нафтогаза» перед «Газпромом» долга и не озвучен механизм его погашения. Да, собственно, непонятно и то - чей газ (среднеазийский или собственной добычи) будет продавать нам российский монополист.
Зато уже сейчас известно, что цена непременно вырастет, а размер транзитной ставки для российского газа, прокачиваемого по территории Украины в Европу в 2009 году, останется на уровне 2008 года. В свою очередь «Газпром», предоставит нам понижающий коэффициент на стоимость 6,4 млрд. кубометров технологического газа, необходимого для нормальной работы украинской газотранспортной системы. В новых договоренностях предусмотрено и сохранение квоты россиян на торговлю с конечными потребителями на внутреннем рынке нашей страны. Как и в 2008-м, «Газпром», через аффилированные структуры, сможет продать 7,5 млрд. куб. м. газа и фактически контролировать до 10% украинского рынка. Также в документе прописана «священная» обязанность «Нафтогаза» оказывать содействие дочерней структуре российского монополиста - компании «Газпром сбыт Украина». Касается это и получения необходимых лицензий, и даже предоставления наиболее платежеспособных предприятий-потребителей (эксперты говорят о трех десятках наиболее мощных предприятий).
Заметим, что все это никак не увязывается с предвыборными заявлениями украинского премьера годичной давности о необходимости «зачистки» украинского рынка от всевозможных посредников. Нет, новые договоренности вроде бы и предусматривают прямые контракты между национальными компаниями двух стран. И даже уход с рынка набившей оскомину RosUkrEnergo (RUE). Согласно новому алгоритму, весь газ на границе с РФ будет выкупать единственный импортер в лице «Нафтогаза», однако затем он будет предоставлять вышеупомянутые 7,5 млрд. «дочке» «Газпрома» для перепродажи на внутреннем рынке. К тому же, аналитики утверждают, что этот пункт соглашения выписан настолько витиевато, что оставляет за российским газовым монополистом право торговать в Украине, задействовав в схеме любого посредника, в том числе и RUE г-на Фирташа.
Еще одна особенность документа состоит в том, что с 2009-го года «Нафтогазу» будет запрещен реэкспорт российских углеводородов в Европу. А уж вовсе загадочным является сам поэтапный переход ценообразования в течении трех лет на мировые цены. Нужно отметить, что никогда в истории украино-российских переговоров по поставкам углеводородов еще не фигурировала более-менее вразумительная формула ценообразования. Нет ее и коммюнике «О принципах долгосрочного сотрудничества в газовой сфере», подписанном на неделе главами «Газпрома» Алексеем Миллером и «Нафтогаза» Олегом Дубиной.
Интересно – а ставили ли украинские переговорщики своих российских визави в известность о том, что в мире существует так называемый «Лондонский эквивалент», по которому рассчитывается цена на газ на основе «корзины» цен на нефть, газолин и другие виды топлива? И что делать с тенденциями, продиктованными мировым финансовым кризисом? Ведь в случае сползания мировой экономики в рецессию (замедление темпов роста) на планете продолжится падение цен на черное золото и, следовательно, на природный газ. Заметим, что уже сейчас цена барреля нефти составляет 62-64 доллара, а не 140 как это было летом. Российская нефть и вовсе не дотягивает до 60 долларов за баррель. К тому же эксперты предсказывают снижение цены на нефть уже в январе следующего года до отметок ниже 50 долларов.
Согласитесь – логично задаться вопросом - о какой цене на газ для Украины идет речь на переговорах: 179,5; 220-240; 300 или 400 долларов за куб.м.? И что стоит за словами о поэтапном переходе на мировые цены? Не кроется ли в стремлении россиян побыстрее заключить долгосрочный контракт, желание связать нам руки кабальным договором? И кто, если не Юлия Тимошенко не противится этому? Может украинскому премьеру стоит хотя бы вспомнить логику руководства «Газпрома», которое несколько месяцев назад заявляло о том, что, в случае если цена нефти достигнет 250 долларов за баррель, цена российского газа для Европы приблизится к 1000 долларов за куб. м. Задастся ли Юлия Владимировна вопросом – а что будет с ценой на российский газ для ЕС, если нефть будет стоить 50 долларов? А для Украины, если еще и отнять «транспортное плечо»? Может и 179,5 – это «красная» цена?