В чем отличие «плавающего» управляемого курса гривны от «тонущего» неуправляемого, думается, не стоит объяснять никому. Кто хоть раз в жизни воспользовался услугами «обменника», без подсказок посторонних понимает то, что произошло с национальной валютой за последние три недели. Лихорадочная девальвация гривны, скорее похожая на обвал курса национальной валюты, наконец-то заставила ветви украинской власти пристальнее всмотреться в действия руководства Национального банка Украины (НБУ). На неделе свое недовольство по поводу недостаточного влияния Регулятора на процессы, происходящие на валютном рынке страны, высказали: и президент, и премьер-министр, и некоторые представители Верховной Рады.
Опрошенные нами эксперты, намекая на давние хорошие отношения Виктора Ющенко с Владимиром Стельмахом, утверждают, что если бы в данный момент на дверях главы Нацбанка была табличка с какой-то другой фамилией, руководству Нацбанка было бы не миновать прокурорского и судебного преследования. Собственно, именно на это недавно осторожно намекнули даже в Секретариате президента (СП). Напомним, что намедни первый заместитель главы СП Александр Шлапак, недвусмысленно заявил о наличии коррупционной составляющей в действиях г-на Стельмаха. Чиновник президентской канцелярии подчеркнул, что, несмотря на широкий инструментарий для противодействия «курсовой лихорадке», дарованный НБУ недавним решением Совета национальной безопасности и обороны (СНБО), Нацбанку пока так и не удалось стабилизировать ситуацию на валютном рынке страны. По словам г-на Шлапака, предпринятые руководством НБУ меры - не принесли оздоровительного эффекта, а способы влияния на банковскую сферу вызвали обоснованные сомнения в их эффективности и прозрачности. В подтверждение своих обвинений Александр Шлапак привел тот факт, что в последние дни Нацбанк продавал валюту по курсу значительно ниже рыночного лишь отдельным банкам, в то время как большинство валютных заявок оставались неудовлетворенными. Что, в свою очередь, стремительно ухудшало общую ситуацию на валютном рынке. В СП подсчитали, что за последние три недели Регулятор потратил из золотовалютного запаса страны около 5 миллиардов долларов, но рынок так и не почувствовал положительного влияния этой интервенции, а курс гривны продолжал свое падение. Виной всему, по мнению представителя Банковой, стала неоптимальная формула адресации этих средств, вызвавшая недоумение не только общественности, но и у хозяйствующих субъектов валютного рынка. К слову, в СП даже потребовали, чтобы НБУ отчитался за объемы проданной валюты, а также обнародовал имена тех финансовых учреждений, которые приобрели эти средства.
Насколько оправданной была на том этапе политика Владимира Стельмаха сказать трудно. Аналитики утверждают, что впрыск незначительных объемов валюты на межбанк априори не мог исправить ситуацию, а растущий курс иностранных валют можно было сбить только серьезными интервенциями. Нужно отметить, что под беспрецедентным давлением исполнительной власти руководство Нацбанка таки приняло решение спасать национальную валюту. Если дефолт, выплаты по внешним долгам и направление средств на поддержку комбанков - перспектива несколько отдаленная (хотя на наш взгляд не настолько, чтобы о ней можно было в данный момент просто забыть), то ситуация с доверием населения и операторов валютного рынка к национальной валюте, стоит на повестке дня уже сегодня. И руководство НБУ это наконец-то поняло. Не секрет, что помимо паники банкиров и населения, рост курса создавали - большой отложенный спрос и отсутствие информации о ближайших планах НБУ. Поэтому сейчас, когда Нацбанк объявил о беспрецедентных долларовых интервенциях на межбанке (только вчера НБУ выбросил на рынок полмиллиарда долларов из золотовалютных запасов), появилась надежда на стабилизацию ситуации на валютном рынке страны. К тому же аналитики утверждают, что в последние дни даже наметился дефицит гривны, поскольку с начала месяца НБУ рефинансировал «длинными деньгами» около 15 млрд. грн., а остатки на корреспондентских счетах снизились до 14 млрд. грн. Из этого следует, что ликвидность рынка снизилась всего до нескольких миллиардов гривен. А значит, участники не имеют возможности купить в ближайшие дни более 1-2 млрд. долларов, что в свою очередь, вернет курс гривны в нормальное русло. Предположительно в «коридор» 5,5-5,7 грн. за доллар.
Останется ли на своем посту г-н Стельмах – вопрос риторический. Помимо президентской канцелярии «во всех смертных» его обвинила и г-жа премьер, с подачи которой парламентская фракция БЮТ намеревается отправить (решением ВР) аксакала-финансиста в отставку на следующей неделе. Думается, что предпримет попытку «подсидеть» своего визави и глава Совета Нацбанка Петр Порошенко, который вчера даже решил «посостязаться» со Стельмахом в прорицательности относительно курса гривны до конца 2008-го года. Напомним, что глава Нацбанка высказался, что курс будет выше 6 грн. за доллар, а глава Совета выдвинул вчера предположение, что курс будет ниже 6 грн. Однако очевидно, что решающее слово в возможных кадровых ротациях в НБУ останется за Гарантом.
Интересно, что на защиту Стельмаха встала оппозиционная Партия Регионов, экспортно-ориентированным бизнесменам которой на руку низкий курс национальной валюты. По словам регионалов, их фракция не будет поддерживать отставку Владимира Стельмаха с поста главы НБУ в случае, если такой вопрос будет вынесен на рассмотрение ВР. Как заявили представители «бело-голубых» - сегодня правительство хочет переложить все свои проблемы на мировой кризис и НБУ, тем самым сняв с себя ответственность за нерадивое управление экономическими процессами.
Напоследок отметим, что руководство НБУ продолжает «ломать дрова». Если непопулярные меры по ведению временного запрета на досрочное снятие депозитов физлицами все же можно объяснить «временной необходимостью», то ужесточение условий кредитования, думается, не совсем оправданно и не способствует возрождению доверия граждан к финансовым учреждениям страны. А последнее постановление, касающееся денежных переводов физлиц за рубеж, и вовсе, носит провокационный характер. Подобные операции никогда не оказывали существенного влияния на функционирование украинской финансовой системы, и, думается, руководство НБУ вновь не взвесило все «за» и «против» психологических последствий для граждан по этому факту.