Хорошо знакомая Западу и даже России времен Ельцина традиция теледебатов во время всяческих избирательных кампаний в Украине так и не прижилась. Большинство судьбоносных вопросов решаются элитами в кулуарном режиме «все против всех» на дачах, яхтах или закрытых вечеринках для любителей Трипольской культуры. Поэтому неслыханный формат групповой «очной ставки» с участием первых лиц государства, оформленный в специальный выпуск «Свободы на Интере», заставил прильнуть к голубым экранам самых равнодушных.
А посмотреть и, особенно, послушать и вправду было что. И кого. В решающей битве сошлись все, кроме главного коммуниста Петра Симоненко, поспешившего заявить о политических мотивах своего недопуска в эфир. Затянувшаяся далеко за полночь телепрограмма стала своеобразной точкой невозврата как для основных фигурантов нынешнего финансово-экономического кризиса, так и для всех без исключения кандидатов в президенты. В канун официального старта всеукраинского проекта «Выборы-2010» сегодняшнее шоу поистине может смело претендовать на звание кандидатского смотра боевой готовности, в чем, судя по всему, был очень заинтересован действующий глава государства Виктор Ющенко. И, стоить отметить, большинство приглашенных с треском провалили первые смотрины, даже если засчитать их игру на жалость.
Янукович vs Тимошенко
Несчастнее всех на свете, естественно, старалась выглядеть премьер-министр. Юлии Владимировне не привыкать. Лучше нее с этой ролью в украинском политикуме за все годы независимости пока что еще никто не справлялся. Свои ответы по всем обсуждаемым в студии вопросам – спасение банков, спасение национальной валюты и предотвращение массовых увольнений – под аплодисменты присутствующих поклонников она с легкостью профессионального актера превращала в эффектную саморекламу: присутствующие узнали о лучезарных итогах деятельности Кабинета Министров, услышали шутки, колкости и обвинения в уголовных преступлениях в адрес слишком серьезных оппонентов.
Прежде всего Тимошенко поспешила снять с себя какую бы то ни было ответственность за нежелательные для страны последствия мирового кризиса. «Правительство здесь не может быть экспертом, – такие слова прозвучали из уст лидера БЮТ. – Речь идет о финансовых рычагах, поэтому надо обратиться к руководству Нацбанка». В эту формулу почему-то вписывались все пассажи леди Ю, независимо от сложности вопроса.
Она, видимо, могла бы провести в такой манере все отведенное время, но вдруг присутствующим продемонстрировали запись крамольного видео с участием самой Тимошенко. Подборка была подготовлена Партией регионов и предложена министром экономики «оппозиционного правительства» Ириной Акимовой. На экране возник фрагмент телепрограммы «5 канала», снятой в начале октября с.г., где Тимошенко категорически опровергает все «слухи» о финансовом кризисе и требует чтобы телеоператор убрал с монитора заставку «Докатились до кризиса». «Это компиляция. И программа специально построена так, чтобы дискредитировать премьер-министра и нашу команду», - возмутилась глава Кабмина.
Но, кроме эмоций с ее стороны, больше ничего не последовало. В один голос что она, что Виктор Пинзеник повторяли тезисы Ющенко о Стабфонде, пользе 15-миллиардного займа от МВФ и собственные радужные обещания. С президентом Тимошенко вообще старалась вести себя предельно корректно. В пылу дискуссии с Виктором Януковичем, возмутившимся тем, что «Вы тут нас с президентом пытаетесь убедить, что делали все возможное», она моментально парировала: «А что президент? С президентом мы тут вообще достаточно спокойно..».
Эстафету у Акимовой подхватил Николай Азаров. Он говорил спокойно, расторопно и старался быть максимально последовательным. Все это (прекрасно аргументированная критика всех экономических провалов правительства) должен был произносить Янукович, но он, как ни странно, чаще молчал и снисходил только до политических заявлений и ответов на дерзости Тимошенко. В финансах Виктор Федорович, очевидно, совсем не силен.
Основным его козырем стал тезис о том, «как и в 2005 году Вы (Тимошенко – RUpor) губили экспортно ориентированные отрасли промышленности».
Восприняв это как личную обиду премьер парировала совершенно неподходящим аргументом, из которого, фактически, следовало, что вред от ее действий все же где-то и был, но в целом несравнимо меньший чем от олигархов из Партии регионов. «Ваши депутаты являются собственниками всех этих заводов, и именно они, а не правительство, должны были заботиться о своем производстве. Вместо этого они переводили миллиарды долларов в оффшорные зоны. Один из депутатов вашей фракции перевел в оффшорную зону $5 млрд.», - перешла к компромату Тимошенко.
«Оппозиционное правительство» видимо только этого и ждало. Не долго думая, устами Януковича оно напрочь открестилось от переговоров по созданию коалиции с БЮТ. «Мы не хотим присоединяться к тому беспорядку, который вы сделали со страной за этот год», - заявил Янукович, добавив, что Партия регионов не хочет быть «рядом с той политикой, которую вы сделали сейчас по отношению к украинскому народу».
«Сегодня нужно думать, как защитить страну от этой власти», - призвал телезрителей Янукович.
«В металлургическом комплексе понятно было еще в начале года, что рынок металла падает. Нужно было думать, как защитить сегодня металлургический комплекс, и этих бы вопросов не было. Мер этих предостаточно, и это те меры, которые предпринимал весь мир. Ведь заводы не остановились ни в Австрии, ни в Китае, ни в Германии, а останавливаются в Украине», - констатировал экс-премьер.
Тогда Тимошенко пошла ва-банк. После потери – за считанные минуты – последнего стратегического союзника в ней проснулся настоящий кандидат в президенты. Без прикрас и театральных ужимок. Как и подобает истинному социалисту, пускай и с членским билетом Европейской народной партии, она бросилась к истокам диктатуры пролетариата и пообещала то, о чем, наверное, теперь будет сожалеть до конца своей политической карьеры, – экспроприацию крупной собственности.
«Я хочу предупредить всех вас, что если вы будете выкидывать на улицу людей, ваши предприятия будут возвращены государству, и они будут нормально функционировать под государственным контролем», – уверенно произнесла премьер под смех Арсения Яценюка.
Верховный Модератор
Не до смеха было президенту. Самым невозмутимым образом он модерировал дискуссию и постоянно конспектировал все происходящее в ту ночь под софитами «Интера». С Януковичем он держал дистанцию, выслушивал внимательно приглашенных коллег-банкиров, и когда начинал говорить, то уже «не оставлял камня на камне».
Вину за проблемы с курсом национальной валюты он возложил персонально на главу правления Нацбанка Владимира Стельмаха, который нерадиво шел на поводу у недальновидного руководства Минфина. «Вы человек скромный, я знаю, а надо было сказать «хватит» и остановиться».
Тяжелые последствия от кризиса вызваны, прежде всего, «непомерными расходами Кабинета Министров». Под последним подразумевалась не только команда Тимошенко, а все ее предшественники, начиная с середины 90-ых гг. Иначе как «вопиющим популизмом», за который он теперь будет «отбивать руки», Ющенко это назвать не мог.
«Я здесь слышал, что два или три политика заговорили о зарплате – что «я же хотел дать, я хотел дать...». А у вас оно есть, чтобы вы давали?», - обратился Ющенко к Азарову.
По его словам, только в этом году правительство увеличило социальные выплаты, в том числе заработные платы, более чем на 40%, что привело, в свою очередь, к увеличению темпов инфляции. В то же время он заметил, что из-за инфляции на сегодняшний день в Украине «самая низкая реальная зарплата за последние восемь лет». «Так вот, уважаемые, те, кто хотят выдавать, – вы имеете право выдавать только то, что у вас есть. Если в бюджете нет ресурса, нам нужно руки отбить тем политикам, которые на популизме хотят строить какие-то блага», - отметил Ющенко.
Лично от президента досталось и лидеру парламентской фракции БЮТ Ивану Кириленко, провалившего Коалицию демократических сил и, вопреки постоянным заверениям своего лидера, одно за другим принятие во втором чтении антикризисного пакета. Невзирая на ощутимую разницу в возрасте, Ющенко несколько раз, повышая голос, назвал его на «ты» и фактически упрекнул в предательстве. Иван Григорьевич с виноватым видом все молча проглотил и попросил прощения у своего младшего однофамильца «за все причинные оскорбления».
Конкретики президент старался избегать. Не для того он пришел на эту программу. Как сообщили RUpor`у осведомленные собеседники из фракции НУ-НС, в стиле теледебатов Секретариат президента планирует провести почти всю кампанию. При этом Ющенко раз за разом то ли лично, то ли через своих ключевых спикеров будет презентовать давно назревшие реформы (судебную, налоговую, реформу медицинского страхования и пр.). «Расчет сделан на повышенную эмоциональность и поверхностные знания предмета обсуждения у Тимошенко или у Януковича. К примеру, Тимошенко прекрасно разбирается в энергетике, а Янукович в производстве, но т.к. тема была исключительно финансовая, они постоянно плавали, в чем мы все смогли убедиться», - заявил один из депутатов-«нашеукраинцев».
Кого точно не будет на дебатах, так это Компартии. Равно как и на президентской гонке.
Отметим, что свое отсутствие в сегодняшней программе Петр Симоненко объяснил административным давлением СП на руководство телеканала. «Президент понимает, что в дискуссии со мной он не сможет скрыть, что единственной целью его так называемой антикризисной программы является получение кредита МВФ и его «дерибан» на свою пользу и пользу приближенных к нему бизнес-групп», – отметил лидер КПУ.
Противоположная сторона предвидела эти обвинения и начала готовить общественное мнение к серии разоблачений о связях «красных» с контрабандистами. Пока что не называя имен, СБУ обнародовала сведения о том, что Комитет Верховной Рады по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией, пользуясь депутатской неприкосновенностью, «крышует» банды «Добряки» и «Воробьи». Эту уважаемую парламентскую структуру, как известно, возглавляет потомственный таможенник и убежденный ленинец, член КПУ Игорь Калетник.