В ДЕТАЛЯХ

2008.11.03

Независимость Татарстана умирает в СИЗО

Мы, татарский народ, являемся государствообразующим: выступаем, как субъект международного права на свободной и демократической основе без внешнего и внутреннего вмешательства и имеем право создать собственное государство. Мы должны участвовать в объединении татарского народа на основе подлинных и непреходящих ценностей. Но, как видно, Москва хочет удержать все свои колонии у себя в руках

Под понятием «российской оппозиции» большинство наших читателей понимает либо левое сообщество горячих голов, либо великодержавный бомонд интеллектуалов. Национальная составляющая, как правило, в расчет не берется. Между тем, как следует со слов председателя Татарского общественного центра Рафиса Кашапова, благодаря гражданскому сопротивлению, в его трехмиллионной республике создаются вполне реальные предпосылки для образования суверенного государства в самом сердце России. И виной тому являются сами федеральные власти. RUpor предлагает полный текст беседы с находящимся под следствием оппозиционером.
 
Господин Рафис, скажите, это Ваше первое интервью украинским СМИ?
 
Здравствуйте! Да, действительно, это мое первое интервью украинскому СМИ. В прошлом мне приходилось давать интервью американским, японским, турецким и европейским журналистам. Но в последнее время не только нам, но и другим оппозиционным движениям доступ к прессе закрыт российскими спецслужбами. В этом плане выше всех стоит партия Путина «Единая Россия», напоминающая партию КПСС. Таким образом, приходится давать интервью только через Интернет. Даже у нас в Татарстане из объективно дающих информацию о нашем движении остались только радио «Азатлык» (Свобода) и газета «Звезда Поволжья», а другие средства массовой информации находятся под жестким контролем ФСБ. Мне приходилось много раз общаться с редакторами ТВ, радио, газет. Вот, что они мне примерно отвечали: «Если Ваша общественная деятельность пройдет через нас в массы, то нас выгонят с работы, а у нас есть семьи и дети».
 
Расскажите, пожалуйста, о себе. Насколько нам известно, началу Вашей оппозиционной деятельности сопутствовал разгром Вашего бизнеса. Говорят, вы едва остались живы.
 
Наша деятельность в общественных делах началась ранее разгрома нашего бизнеса. Когда власти разгромили весь наш бизнес, тогда мы начали вести общественную деятельность более масштабно, но уже без финансов.
 
2 июля 2000 г. именно в день моего и брата-близнеца Нафиса рождения был штурмом – с участием пожарников и ОМОНа – взят штаб ТОЦ. Этой операцией руководили три офицера ФСБ, в том же числе двое подполковников. При этом пострадало 15 активистов Татарского общественного центра.
 
29 мая 2002 г. было совершено организованное нападение на новое помещение штаба ТОЦ группой лиц в черных масках. При этом был жестоко избит я, а также 6 активистов ТОЦ. После этого я долгое время находился в реанимации с 18 переломами костей. В результате нападения Габдулла Шайсултанов стал инвалидом первой группы, а Рашит Хафизов скончался.
 
На этом Ваши злоключения окончились?
 
Вовсе нет. Самое худшее только начиналось. 15 ноября 2002 г. я был сбит легковым автомобилем, получил повторно сотрясение мозга. Есть основание полагать, что это было организовано спецслужбами.
 
25 марта 2003 г. я был арестован по ложному обвинению и помещен в следственный изолятор. Согласно действующему законодательству, меня должны были освободить, взяв подписку о невыезде. Тем более, я был болен, и мне требовалось интенсивное лечение и покой после полученной черепно-мозговой травмы.
 
26 мая 2003 г. я был помещен в психиатрическую больницу города Казани с целью сломать меня морально, физически и устранить из общественно-политической жизни. Это действие было организованно карательными службами Москвы.
 
В последние месяцы о нас, братьях близнецах Рафисе и Нафисе Кашаповых, начали публиковать в прессе разные провокационные материалы (авторство которых не указано) 15-30-летней давности. Все это свидетельствует об организованном систематическом характере нападений на лидеров татарского национального движения спецслужбами России.
 
Вам с Нафисом «повезло» больше всех или это обычная практика поведения властей в отношении татарской оппозиции?
 
Нападения и избиения были совершены не только в отношении меня. Ранее были избиты и серьезно пострадали первый председатель ВТОЦ Марат Мулюков и один из лидеров ВТОЦ Гаял Муртазин в Казани, председатель ТОЦ города Азнакаева Шакирзян Заляев, председатель ТОЦ города Нижнекамска Халил Аюпов, председатель Милли Меджлиса – известный писатель-публицист Айдар Халим. На Айдара Халима напали в Башкортостане неизвестные люди в черных масках. При этом он получил переломы ребер и пролежал в больнице. Подобных случаев было свыше десятка, я перечислил лишь несколько заметных моментов.
 
Почему Вас преследует российская правоохранительная система и ФСБ?
 
В отношении меня ФСБ России ведет систематическое и упорное политическое преследование с целью заставить меня уйти с общественно-политической сцены. Однако, благодаря протестам правозащитников и широкой общественности разных национальностей, в том числе ближнего и дальнего зарубежья, я все же могу ввести свою общественную деятельность.
 
Ирония судьбы татарского народа состоит в том, что совсем недавно его имя находилось на грани забвения. Мы, татарский народ, являемся государствообразующим: выступаем как субъект международного права на свободной и демократической основе без внешнего и внутреннего вмешательства и имеем право создать собственное государство. Мы должны участвовать в объединении татарского народа на основе подлинных и непреходящих ценностей. Но, как видно, Москва хочет удержать все свои колонии у себя в руках.

Насколько опасен Татарский Общественный Центр (ТОЦ) для современного Российского государства и режима Путина-Медведева?
 
В последнее время под тотальным контролем находимся не только мы (татарские общественно-политические и религиозные объединения), но организации других нерусских народностей. Мы находимся в «клетке». Какую опасность может создать тот, кто сидит в «клетке»? Признав независимость Южной Осетии и Абхазии, руководство России опасается цепной реакции.
 
Как обстоит дело с национальным возрождением в Республике Татарстан? Каковы его формы, и чем они обусловлены? В связи с этим сразу же дополнительный вопрос: какова нынешняя демографическая и социальная, культурная ситуация в Республике Татарстан? Можем ли мы говорить о геноциде поволжских татар?
 
Часть ответов дана выше, но хотелось бы дополнить. Нам, татарам, запретили открыть татарский национальный университет, писать на латинице, также под разными предлогами закрываются татарские школы, газеты, радио, журналы. Демографическая ситуация в Татарстане положительна, но с высоких трибун РФ хвастаются, что в России в последние годы идет демографический подъем. Но на самом-то деле число людей растёт за счёт татар, башкир, чеченцев, ингушей, таджиков, узбеков, казахов, - в целом из-за тюркских, мусульманских народов. Возможно, здесь играет фактор ислама. Это хорошо видно по статистике каждого региона.
 
Хотелось бы упомянуть и о Голодоморе украинцев. В ноябре 2006 года Верховная Рада Украины признала Голодомор 1932-1933 годов геноцидом украинского народа. Позднее этот факт признали геноцидом десятки стран мира. Это положительный момент для всего мира, но отрицание этого факта правительством России нам непонятно.
 
Как и в оккупированной большевиками Украине, Голодомор в Поволжье позволил одним махом решить проблему растущей активности национального движения. Вместе с требующими суверенных прав народами стало возможным ликвидировать на корню и их политическую активность. Голодомор 1921-1922 годов в Поволжье является геноцидом  татарского и других народов Поволжья. Несколько татарских организаций уже обратились с просьбой в ООН о признании геноцидом этого голодомора.
 
Не так давно весь мир был шокирован историей с принудительным обращением в православие новорожденных младенцев, родители которых исповедуют ислам. Как Вы считаете, это был единичный инцидент или утечка данных о целенаправленной политике Кремля?
 
К нам обратились женщины-мусульманки, также они обратились и к президенту Татарстана Минтимеру Шаймиеву и министру здравоохранения. В их письме, в частности, говорилось: «6 января в I-м роддоме Набережных Челнов два попа ходили, брызгали водой в палатах рожениц и крестили новорождённых разных вероисповеданий, в том числе мусульман, чем были нарушены их религиозные права и сандезрежим, приказ по профилактике гнойно-воспалительных заболеваний среди новорождённых. Ждем от Вас конкретных действий, мер по отношению к виновным с целью недопущения впредь таких вопиющих безобразий по всей республике… Наиля Вильданова, Назиба Мухутдинова, Сания Вахитова, Нафиса Нигматуллина, Асия Зиннурова, Сания Сабитова, Мадина Кыяметдинова. Набережные Челны».
 
Как на эту ситуацию отреагировал ТОЦ?
 
А что же мы можем делать в такой ситуации? Мы вышли с протестом к роддому и распространили письмо «Нет христианизации!», за что на меня завели уголовное дело. В письме «Нет христианизации!», которое находится в моём блоге, о политике Кремля и РПЦ всё детально описано.
 
В Европе, и в т.ч. в Украине, многие напуганы ваххабизмом и воинственным исламом, о котором так часто говорят официальные российские СМИ. Присутствует ли в татарском национальном движении составляющая религиозного экстремизма и, если да, то в какой степени?
 
Да, в наших рядах немало мусульман, но мы у них никогда не спрашиваем, в каком религиозном течении они находятся.
 
Со стороны татарская национальная оппозиция выглядит разобщено. К примеру, мы слышим только о ТОЦ в Набережных Челнах, и всё. Так ли это на самом деле? Что Вы можете сказать о перспективах мирного сопротивления федеральным властям?
 
ТОЦ – Татарский общественный центр. Это общественная организация, защищающая интересы татарского народа. Действует 138 отделений ТОЦ. Все отделения подчиняются Казанскому ВТОЦ. Фактически, активно действующие организации можно пересчитать по пальцам, если сравнивать с 90-ыми годами. Репрессивная машина российской империи сделала своё дело.
 
Ув. г-ин Рафис, пользуясь случаем, вы можете официально обратиться к лидерам стран Европы и Азии. Что бы Вы хотели им передать?
 
Мы – свидетели и очевидцы того отношения Московского Кремля к татарскому народу, которое ущемляет религиозные и национальные ценности народа. Кроме того, в комплекс прав и свобод человека постепенно интегрируются идеи, противоречащие не только правам нации, но и вообще традиционным моральным представлениям о человеке. Последнее вызывает особое опасение, так как за правами человека стоит принудительная сила Российской империи, которая заставляет человека покинуть родной очаг. Примером тому служит мой брат Нафис, находящийся в данный момент в Украине. Число политэмигрантов, политзаключенных и беженцев постепенно увеличивается, но перед этими негативными фактами никак нельзя дрогнуть. Несмотря на преграды в нашем благом деле, желаем им достойно продолжать борьбу за защиту интересов татарского народа. Мы думаем, что в тяжелые для нашего народа времена нас поддержат власти и народы Украины, стран Европы и Азии.
 
P.S. По данным Всероссийской переписи населения 2002 г., только 39,5 % населения Республики Татарстан определили себя как «русские».
 
Беседовал Дмытро Добрый
Больше новостей из этой рубрики

Читайте Также

все новости из этой рубрики

Маразмарий

СТЕНКА НА СТЕНКУ