Украинско-российские отношения за весь период после развала Советского Союза никогда не носили деловой, взаимовыгодный характер. Они были, какими угодно (точнее так назывались) – стратегическими, братскими, добрососедскими, партнерскими и так далее… вплоть до наитеснейших родственных. Но никогда цивилизованными. И никогда безоблачными.
Каждый кремлевский небожитель непременно страдал комплексом «Старшего брата» по отношению к Украине. Ельцин ли, который, по его собственному признанию, по пробуждению ото сна каждое утро ломал голову над вопросом: «чего бы еще хорошего сделать для Украины». Путин ли, заявивший на последнем саммите НАТО о том, что Украина вообще не страна. Медведев ли, являющийся продолжателем курса своего предшественника по отношению к нам. От перемены фамилий российских президентов суть дела не менялась. Равно как и от того, кто бы не восседал на Банковой. Кравчук ли, отказавшийся под давлением членов «ядерного клуба» от ядерного статуса нашей страны. Кучма ли, заявивший о том, что «Украина не Россия». Или Ющенко, рискнувший свернуть с анекдотического многовекторного курса, «успешно» проводимого Леонидом Даниловичем.
Отказавшись от третьего в мире по величине «сдерживающего ядерного арсенала», мы не получили от мирового сообщества четких гарантий относительно недопущения посягательств на суверенитет нашего государства и неприкосновенности его границ. Что подтвердилось эпизодом с Тузлой и продолжает подтверждается различными нападками на Крым и Севастополь. Мы пропускаем мимо ушей сравнение с «мазуриками», что лишь раззадоривает некоторых граждан сопредельного государства, которые пытаются влиять даже на нашу внутреннюю политику. Нас постоянно «просят» забыть о Голодоморе и не пытаться переписать историю. Нам навязывают со стороны – что смотреть и читать, какие телеканалы включать, а какие выключать. Статус русского языка в Украине и вовсе стал «правилом хорошего тона», взятым на вооружение представителями российской Госдумы, МИДа и даже Кремля. С нами не хотят обсуждать сроки вывода Черноморского флота и юридические проблемы, связанные с его базированием и платой за его пребывание в нашей акватории. Мы «не достойны» того, чтобы с нами закончили процесс делимитации границ. Нам диктуют - по какому тарифу прокачивать газ в Европу, обвиняют в том, что мы постоянно «тырим» российские углеводороды, и настоятельно рекомендуют уступить за бесценок «груду металла» под названием ГТС Украины. Время от времени нас пугают закручиванием газового вентиля и постоянно искусственно поддерживают дефицит сырья на рынке нефтепродуктов. Наконец, нам, похоже, собираются предложить выкупать газ исключительно за «деревянные» рубли.
Вот тут-то впору задаться вопросом – а существует ли государство Украина? Что мы противопоставляем их «проискам и бредням»? Ответ очевиден. По большому счету - ничего. Время от времени «рождаемые» отечественным МИДом протестные «Ноты» вряд ли можно назвать адекватным ответом в навязанной нам «холодной войне». Мы так увлеклись выяснением отношений во внутреннем политическом «междусобойчике», что не в состоянии воспринимать и должным образом анализировать внешние вызовы. А главное – «вырабатывать антитела», которые способны если не разрушать эти «вирусы», то хотя бы сводить до минимума негативные последствия для «организма». Нас вынуждают и мы постоянно оправдываемся – то за ОУН-УПА, то за «притеснения» русского языка, то за отключение российских телеканалов.
К слову, в случае с информационным пространством страны, мы попросту скатились к выяснению вопроса – что является пропагандой, а что всесторонней, объективной подачей информации. Может вместо того, чтобы доказывать очевидное, ну, например то, что против нас долгое время идет полномасштабная информационная война, лучше взять и попробовать объективно и в нужном объеме освещать все то, что происходит в самой РФ? Ведь зарплаты учителя и медика в Курске, Воронеже или Белгороде практически ничем не отличаются от денежного довольствия украинского бюджетника в Чернигове, Харькове или Донецке. И обвал российского фондового рынка стал самым «мощным» на планете. А может стоит в каком-нибудь из наших политических ток-шоу задаться вопросом – а что было бы если бы Ющенко, подобно Медведеву, «попросил» увеличить срок президентской каденции на 2 года?
Но мы продолжаем упорно молчать обо всем этом и многом другом. А «друг» не у ворот. Мы уже давно его впустили в наш «дворик». И чем дальше мы будет делать вид, что не замечаем этого, тем быстрее он будет превращаться в слона, бродящего по посудной лавке.