Начатый в недрах Службы безопасности Украины процесс «деКГБзации» ведомства в первую очередь коснулся Отраслевого архива (ОА) и засекреченных материалов о деятельности ВЧК-НКВД-СМЕРШа-МГБ-КГБ в годы советской оккупации. RUpor предлагает своим читателям интервью с недавно назначенным директором ОА СБУ, персоной «нон грата» в Российской Федерации, молодым историком Владимиром Вятровичем. Он рассказал о новых научных открытиях своих сотрудников, перспективах работы с документами репрессивной машины СССР, а также о том, как уже в ближайшее время все сверхсекретные дела могут оказаться в свободном доступе для тех, кого интересует прошлое своей семьи, своего рода и всей страны
Сколько именно дел есть в Отраслевом архиве СБУ? И о каком периоде идет речь?
Около 360 тысяч дел с 1917-го и до 1991 года - весь советский период истории Украины. Это документы советских карательно-репрессивных органов - ЧК, ГПУ, НКВД, МГБ и КГБ. Это специфические материалы, которые писали не с целью созерцания, а ради уничтожения любого инакомыслия и всего антисоветского. Большинство материалов архива - дела на конкретных деятелей украинского освободительного движения или других оппозиционных движений.
Как историк и директор Отраслевого архива Вы уже ознакомились со многими архивными документами. Что Вас шокировало больше всего?
В первую очередь - политика голодоморного гетто. Это большое гетто, в которое превратили всю Украину: граница была ограждена военными отрядами, которые запрещали выезд за пределы Украины. И меньшие, но не менее страшные гетто - населенные пункты, внесенные в так называемые "черные доски". Это село или хутор, которые принадлежали к отдельному списку, их также окружали военные отряды. Соответственно, любой контакт с внешним миром прекращался: людей обрекали на голодную смерть и полную информационную изоляцию. Это было кричащим фактом и очень красноречивым доказательством осознанности политики геноцида. В архиве СБУ есть документы о том, как это осуществлялось.
Какая конкретная жизненная история удивила Вас больше всего?
Больше всего поразила и самой показательной является история фотографа с Черниговщины Николая Боканя. Он вел дневник и фотографировал историю своей семьи, которая постепенно умирала от голода. Только потому, что он осмелился зафиксировать и сказать правду с помощью фотоаппарата, его арестовали и репрессировали как человека, который якобы распространял антисоветские мифы. Сегодня уже опубликована эта фотография и дневник.
Вы лично прочитали все дела связанные с Голодомором?
Да. И мы сделали все для того, чтобы их прочитало как можно больше людей - выдали два тиража книги под названием "Рассекреченная память", ее бесплатно распространили во всей Украине. Также работает информационно-справочный зал с открытым электронным архивом для каждого желающего. Теперь там есть 225 дел и документов. Каждый посетитель может не только ознакомиться с информацией на месте, прямо в Архиве, но и записать ее на флешку или диск. Эта база данных постоянно пополняется.
Кто именно интересуется материалами Отраслевого архива о Голодоморе?
Обычно это молодежь - студенты или аспиранты, которые будут писать или уже пишут кандидатскую работу. Это люди, которые хотят серьезно заниматься научными исследованиями. Другая категория - граждане, которые хотят найти информацию о своих родственниках, узнать о судьбе своей семьи.
Планируете ли Вы сделать отдельный раздел, где были бы все материалы о Голодоморе?
Да, конечно. Уже сделаны первые шаги: часть наших материалов есть на сайте СБУ. Документы о Голодоморе есть также на сайте Государственного комитета архивов Украины. Кроме этого, все материалы, которые вводим в базу данных открытого электронного архива, также будут на отдельном сайте. Мы заинтересованы в том, чтобы сделать их максимально доступными, потому что они снимают очень много разнообразных политических противоречий. Политики часто используют неосведомленность людей, чтобы плодить или поддерживать мифы. Они не обращают внимания на то, что ознакомление с документами очень легко опровергает такие мифы.
Вы открыли архивные материалы о страшных 1932 - 1933 годах. Какая следующая тематика для обстоятельного исследования ОА?
Следующая тематика, которую прорабатываем - украинское освободительное движение - борьба против репрессий, борьба за создание независимой Украины, начиная с 20-х гг. и заканчивая 1991 г.
Речь идет и о крестьянских восстаниях, подавленных в тридцатые годы и окончательно раздавленных Голодомором 1932-1933 гг. Это также и подпольная деятельность в Западной Украине в 20-30-е гг. - УВО и ОУН; восстанческая борьба во времена Второй мировой войны и после ее. К примеру, есть зафиксированное столкновение повстанцев с карательными органами 12 апреля в 1960 г. Даже больше, нашли документы о проявлениях восстанческой активности в 1961 г. и даже - в 1963 г.(!). Теперь это последний документ (отчет КГБ), который я недавно держал в руках. В нем сказано, что в лесу на Ивано-Франковщине какие-то неизвестные люди с оружием в руках проводили антисоветскую агитацию. Есть также материалы о диссидентском движении 1960-1970-х гг. Наконец, конец 1980-х гг. - национально-демократическое движение, которое окончательно и добилось независимости.
Сегодня относительно УПА много спорят. Определенные пророссийские политики спекулируют на этой теме, используя неведение людей. Сколько нужно времени, чтобы опровергнуть мифы об УПА?
Трудно сказать, ведь все зависит от того, насколько серьезный инструментарий будем иметь в руке.
Что Вы имеете в виду?
В первую очередь, возможность полноценно работать через медиа. Проект СБУ и УИНП "Общественные исторические слушания" получил широкую заинтересованность и освещение, но, к сожалению, часть СМИ интересуют в первую очередь скандальные моменты и они не готовы выдавать последовательную и целостную информацию об УПА.
К каким архивным материалам доступ ограничен?
Это материалы о персональных данных, советской агентуре, деятельности НКВД (внутренние распоряжения). Гриф "Совершенно секретно" на материалах времен СССР, к сожалению, действует и в независимой Украине (гриф на 75 лет - "Почта"). Чтобы снять ограничение на доступ к материалам, нужны решительные шаги на соответствующем уровне. Мы должны это открывать, ведь ненормально, когда Украина хранит тайны государства, которое не существует!
Тем более, что страны Балтии и наши соседи поляки это уже сделали.
Да. И ни к каким мнимым социальным потрясениям это не привело, напротив, произошло моральное очищение нации. Страна и власть начали жизнь с чистого листа, не таща пуповину советских времен. СБУ перенимает опыт Балтии и Польши в открытии архивов. Россияне не открывают архивы. Очевидно, это зависит от выбора направления развития страны.
Сколько нужно лет, чтобы открыть все архивы истории Украины XX в.?
Это зависит от многих обстоятельств, в частности - от законодательных изменений. Если они будут, то это можно сделать быстро и эффективно - на протяжении одного-двух лет. Если же в дальнейшем будем работать в ограниченном правовом поле, на это потребуется значительно больше времени.