СКАЗАНО

2008.12.19

2009 – Год Голодного Перекроя

Если Ющенко начнет упираться, то тоже ничего страшного. Судя по всему, именно этого в конечном итоге и добиваются «сценаристы». В таком случае президент не дотянет до конца свой единственный и неповторимый срок. Уберет себя своими собственными руками. Не реагировать он тоже не может, тогда народный гнев вырастет еще быстрее. Уйти, как Борис Николаевич Ельцин, назначив вместо себя и.о.? Вряд ли. Гибрид президентско-парламентской республики тогда тоже никуда не девается. Новый человек садится в старые сани, и с него делают новую жертву

Из полутьмы отключенного от энергоснабжения Секретариата молча выходит человек в черном помятом пальто. Его никто не сопровождает. За ним никто не  бежит. На площадке перед IV подъездом отряды Народного Сопротивления еле сдерживают обезумевшую от гнева толпу черни. Угрюмый правитель исчезнувшего государства пытается что-то сказать. «Я был и остаюсь демократом. Я..». Но его никто не слышит. Говоривший вспомнил:  точно таких же озлобленных до предела людей он видел минувшим летом в Белой Церкви. Его привезли туда из-за протестов вокруг строительства меткомбината. Наверное, это те же самые люди, подумалось ему. «Берите все, мне ничего не нужно», - успевает бросить он в самом конце, перед тем как исчезнуть в бронированном авто миротворцев из Евразийского Корпуса…
 
Фантасмагория, скажите вы. Все «майданы» проплачены. Ющенко, как и любой на его месте, никогда никуда, а тем более добровольно, не уйдет и уходить не собирается. Мы еще и не такое переживали. Спрячемся в деревне, и шут с ним, с этим кризисом. Подсядем на бульбу и квашеную капусту. Правда, без сала. «Украина – вечна», - это, кстати, одна из любимейших фраз президента. Рекордный урожай собран. С голоду никто не помрет. Войны не будет. А трепаться всякий горазд.
 
Именно так, если коротко, можно охарактеризовать нынешнее отношение общественного мнения к вопросам, связанным с влиянием последствий мирового финансового кризиса на отечественную экономику, социальную инфраструктуру и государственный аппарат. Видавшего виды «среднестатистического украинца» и вправду тяжело удивить чем-либо эдаким. Но законы природы берут свое, естественный отбор пока еще никто не отменял, законы математики тоже. Беда придет вопреки нашему активному нежеланию. Как неожиданно началась кровопролитная война в Грузии, в вероятность которой все «разбирающиеся в политике» отказывались верить аж до 10-11 августа, пока не увидели разбитые ковровыми бомбардировками россиян грузинские города, так же неожиданно упала национальная валюта, так же неожиданно Россия ввела ограничения на использование труда иностранных (и в первую очередь украинских) рабочих. Неприятно, но факт. От себя не убежишь, и закапываться, как страус, поглубже в песок или же идти по пути японских самураев, узнавших о смерти императора, совершенно не стоит.
 
В следующем году Украина, как молодое и формально независимое государство, впервые в своей истории будет иметь дело с мировым кризисом. Что это такое и на какую тему нужно говорить в таком случае, наши мелкокалиберные чинуши еще не знают. Да и не могут знать. Они не знают, что предыдущие мировые кризисы сметали с политической карты мира целые страны и народы, оканчивались гибелью империй и мировыми войнами. Призыва «нести назад депозиты» (Владимир Стельмах) здесь явно недостаточно.
 
Вызванная кризисом перепроизводства Великая Депрессия 30-ых гг. прошлого столетия «накрыла» всех, но совершенно по-разному. В отличие от расцветших стран Запада, командно-распределительная система СССР и Третьего Рейха нашла выход в стимулирующей промышленность внешней агрессии и гонке вооружений. Несогласные социальные группы (Германия) и целые народы (Советский Союз) подвергали систематическим репрессиям и истребляли всеми доступными методами. Индивидуальное заменялось коллективным – в сознании, способе производства, праве собственности.
 
Спровоцированный арабскими шейхами и их советскими инструкторами Энергетический кризис 1973-1974 гг. ответил им тем же. «Тетчеризм» и «рейганомика», парад «экономических чуд» подняли лагерь «капиталистических стран» до невиданно высокого уровня, сделав возможными либерально-демократические преобразования в недоступном для них восточном полушарии.
 
Как и в первом, так и во втором случае кризис похоронил самоуверенные и недемократичные политические системы. Ценой неимоверных людских страданий, зато окончательно. Родились новые звезды. Во второй половине 40-ых гг. – помешанные на государственном капитализме Япония и коммунистический Китай. Франция и Бельгия отказались от десятков заморских колоний. В начале 90-ых гг. мир стал многополюсным. Из числа тех, кто реально вершит судьбу человечества, окончательно оформляется «ядерный клуб».
 
В какой из приведенных выше групп стран окажется Украина? В числе успешно переживших кризис и вскоре преуспевших? Или же ей суждено будет разделить судьбу аутсайдеров, снискавших печальную славу не совсем удачных экспериментов международной и государственной политики?
 
Окончательный ответ напрямую будет зависеть от наличия общенациональной Демократической Программы Спасения (назовем ее так) и от политической воли, особенно востребованной в таком случае.
 
Но такой программы нет, и, судя по всему, выработать ее пока что некому.
 
Президент Ющенко, который успешно ликвидировал остатки системы по изучению проблем национальной безопасности, умудряется нынче обходиться без советников и уже не один месяц подряд заявляет о какой-то одному ему известной «стабильности». Состоящее из 4-х диаметрально противоположных политсил правительство защищает интересы иностранных государств и связанных с ними транс-национальных корпораций. Т.наз. «оппозиция» лавирует между двумя центрами власти, попеременно подыгрывая каждому из них в надежде на ближайшие перевыборы и возврат к былой власти.
 
Зачаткам гражданского общества тоже нечем похвастаться. Третий сектор в Украине погиб, так и не родившись. Все из известных общественных организаций так или иначе зависят от ведущих партий, блоков или высших органов власти. Отсюда и удивительное сходство в позиции неофициальных «заказчиков» антикризисной рецептуры с наиболее популярными текстами сценариев выхода из кризиса.
 
Первым таким сценарием стала окрашенная в ультра-правые тона резолюция «Время покончить с демократией» Всеукраинского рабочего движения «Солидарность». Она насквозь пропитана пропрезидентскими тезисами наподобие «прекращения полномочий депутатов Верховной Рады» либо «запрета заниматься общественной деятельностью для депутатов двух предыдущих созывов». «Президент объявляет об отставке Кабинета Министров, непосредственно возглавляет исполнительную ветвь власти и назначает состав антикризисного правительства», - требует аналог польского профсоюза.
 
После этого появилось «Братство конца», лозунги которого уж больно напоминают общую риторику солидаристов из Кабмина. Расчет на весенний старт массовых акций протеста, призывы к экспроприации имущества «паразитов», уничтожении их как класса и т.д. в духе военного коммунизма. Если отбросить всю беллетристику, то останется официальный переход под протекторат Российской Федерации и национализация крупнейших предприятий.
 
И, наконец, появился глас вопиющего пользователя коммерческой ипотеки, либеральный «Манифест среднего класса». Предлагаемая им тактика борьбы с антинародной политикой кредиторов уж больно напоминает предложения замглавы парламентской фракции Партии регионов Александра Ефремова, поспешившего заявить в понедельник, 15 декабря, о «послезавтрашних» массовых забастовках. Фальстартом это назвать нельзя, бастовать никто и не собирался. Другое дело – поиграть мускулами перед Нацбанком и правительством.
 
Узкие корпоративные интересы, провинциальные масштабы мышления. Никакого намека на общенациональную программу развития. Одни только картины разоренных городов и весей. Ни слова о реформах. Лишь бы выжить. Ущербно. Недальновидно.
 
К тому же, ни один из сценариев не учитывает изменения в геополитическом статусе Украины. Требования ВТО не учтены. Угроза поглощения со стороны РФ и потеря признаков государственности сведена к нулю или же подана в качестве необходимого (!) шага.
 
Вместо этого, следовало бы:
 
  • внедрить проект государственной защиты национального производителя;
  • запретить свободное обращение иностранной валюты на территории Украины;
  • ограничить экспортно-импортные операции для финансово-кредитных учреждений с преобладающей долей иностранного капитала;
  • ввести временный (минимум на 1 год) отзыв лицензии у банков с 100 %-ной долей иностранного капитала;
  • открыть рынок земли сельскохозяйственного назначения, что позволило бы направить инвестиции в АПК и спасти от разорения украинское село;
  • запустить нефтепровод «Одесса-Броды»;
  • приватизировать предприятия ЖКХ и основные транспортные артерии (нерадивые собственники сами будут сдаваться в руки государства, что обеспечит безболезненный ход национализации).
 
Наконец-то начать реформы:
 
  • судебную;
  • местного самоуправления: регионы, благодаря такому шагу, смогут выжить; 70% средств останется в местных бюджетах; многие ненужные звенья центральных органов власти будут сокращены;
  • обязательного медицинского страхования;
  • военную;
  • налоговую: малый и средний бизнес сможет трудоустроить большую часть уволенных наемных рабочих.
 
Для этого нужна власть – дееспособная и не подверженная параличу взаимных противоречий. Ее основой станет двухпартийная система с одной-двумя партиями-саттелитами. Без антигосударственных, террористических организаций наподобие КПУ, СПУ, ПСПУ, «Великой Украины» и других кремлевских проектов.
Вместо них, должны появиться украинские левые, настоящие украинские социалисты, коммунисты, если хотите. В стране, где большинство граждан работают по найму, а не имеют свой, пускай и небольшой, бизнес, либеральные партии (БЮТ, ПР) не могут быть одновременно как в оппозиции, так и в коалиции.
 
Для этого государству нужно всерьез задуматься об украинизации носителей рабочих профессий и офисных служащих. В руках деидеологизированных вожаков, щедро снабженных газорублями известного происхождения, голодные и холодные малороссы оторвут себе не только крайние области, но и начнут атаманщину прямо под Киевом.
 
·        украиноязычная книга, кинематограф и эстрада должны быть освобождены от налогообложения;
·        вслед за российскими телеканалами должен быть удален доступ к целому ряду российских интернет-ресурсов, основным предназначением которых является свержение государственного строя в Украине.
 
Аккумулированные вокруг БЮТ и ПР элиты (контрэлиты, называйте как хотите) вряд ли сразу же смогут предпринять большинство из предложенного выше. Вместо этого, они, в первую очередь, постараются найти нового кандидата на роль Павла Ивановича Лазаренко и учинить над ним показательную расправу. Как ни странно, на эту роль сейчас лучше всего подходит действующий президент. За ним никто не заплачет. От него отвернулась собственная партия и целые поколения бывших помощников и советников.
 
Показательно, красиво. Если Ющенко начнет упираться, то тоже ничего страшного. Судя по всему, именно этого в конечном итоге и добиваются «сценаристы». В таком случае президент не дотянет до конца свой единственный и неповторимый срок. Уберет себя своими собственными руками. Не реагировать он тоже не может, тогда народный гнев вырастет еще быстрее. Уйти, как Борис Николаевич Ельцин, назначив вместо себя и.о.? Вряд ли. Гибрид президентско-парламентской республики тогда тоже никуда не девается. Новый человек садится в старые сани, и с него делают новую жертву.
 
Спасите от кризиса! Спасите от президента!
 
Февраль-март. Ждите.
Больше новостей из этой рубрики

Читайте Также

все новости из этой рубрики

Маразмарий

СТЕНКА НА СТЕНКУ