В ДЕТАЛЯХ

2008.12.22

Украинцы – «второй сорт» для Московского патриархата

Украинские прихожане и церковные бюрократы получат серьезный урок. Им ясно дадут понять: вы – другие, вы – чужие, вы – нерусские. Как бы вы не старались, и не модернизировались. Эта бацилла нерусскости не воспринимается российским обществом, и особенно Российским государством… Что же касается окончательного решения Церковного Собора РПЦ и кандидатуры нового главы Московского патриархата, то начало сильнейшего для России экономического и политического кризиса вынуждает российские власти повести себя очень жестоко и, я бы сказал, навязать Церкви свою линию

По церковному канону митрополит Киевский Владимир (Сабодан) имеет право занять место покойного Алексия II. Чем обернется для Украины назначение митрополита Владимира патриархом Московским и вся Руси и поспособствует ли это оживлению украино-российского диалога, RUpor`у рассказал  политолог и специалист по странам СНГ Владимир Цыбулько.
 
В первую очередь следует рассмотреть бек-граунд – расстановку сил в России и расстановку сил в Украине, стремление российского церковного народа и украинского. Если в России фактически весь спектр делится на умеренных консерваторов, частично экуменистов, выступающих за цивилизованный диалог с другими конфесиями, особенно с европейским католицизмом, и откровенных консерваторов на подобие эпископа Диомида, то не стоит удивляться тому, что среди российского умеренного оцерковленного народа скорее всего будет побеждать тенденция к консерватизму и национализации церкви, то есть на создание национальной Церкви.
 
Этому способствует и Устав РПЦ. Он предусматривает, что Церковь может возглавить исключительно гражданин Российской Федерации. Митрополит Владимир этому требованию не соответствует. Эта и другие уставные нормы останавливают волю оцерковленного народа украинского.
 
Каковы сейчас настроения в оцерковленном народе Московского патриархата в Украине?
 
Один путь – сближение, объединение в Единую поместную церковь. Это движение достаточно сильно представлено среди российских клириков. Таких людей называют «оранжевыми» попами. Они равномерно распространены по телу Церкви. Место их службы не зависит от географического или какого либо иного фактора.
 
УПЦ (МП), так же как и РПЦ в России, изо всех сил стремиться занять идеологическую нишу среди правящей элиты. Это уже не территория души, это уже территория политики. Их усилия направлены на спасение государства или правящей политической силы, в данном случае речь идет об «оранжевых», а не о спасении души.
 
Им противостоят противники всякого сотрудничества с украинскими властями и, тем более, поддержки их политики в сфере религиозных отношений.
 
Итак, мы имеем, во-первых, движение за создание филиала РПЦ на украинских территориях и, во-вторых, видение УПЦ (МП) в качестве базы для создания Единой поместной церкви. Представители первого лобби научились понимать существовать в новых полиических условиях и лучше других понимать чаяния своей паствы. Причем, как в Украине, так и при общении с Москвой.
 
То, что предложили украинские православные в теле РПЦ – это попытка превратить РПЦ в аналог полноценного Вселенского Патриархата. В таком случае любой из клириков РПЦ – как внутри РФ, так и за ее преденлами – в перспективе может возглавить Церковь. Это альтернативная модель сосуществования государства и церкви, апробированная в отношениях с Киевом и предложенная теперь Москве.
 
Но поскольку в российском государстве сегодня напрочь отсутствует идеология (ее роль выполняет православие), то мне кажется, что, учитывая долгосрочный симбиоз РПЦ с государственными спецслужбами, линия на национализацию Церкви все же победит. Украинские прихожане и церковные бюрократы получат серьезный урок. Им ясно дадут понять: вы – другие, вы – чужие, вы – нерусские. Как бы вы не старались, и не модернизировались. Эта бацилла нерусскости не воспринимается российским обществом, и особенно Российским государством.
 
Как скоро последует негативная реакция церковной верхушки УПЦ (МП) на негостеприимное отношение их московских «братий во Христе», сказать сложно. Церковные процессы слишком инерционные. Быстрого эффекта ожидать не следует.
 
Однако, жест в пользу национализации Российской церкви развяжет руки умеренным священнослужителям Украинской церкви. Я имею ввиду тех, кого принято считать такой себе умеренно-патриотической средой. Они смогут углубить диалог внутри Украины. Среди иных церквей и конфессий. Благодаря чему они станут участниками полилога, а не диалога.
 
Я считаю, что в первую очередь им нужно будет начать обмен мыслями с Киевским патриархатом.
 
Что же касается окончательного решения Церковного Собора РПЦ и кандидатуры нового главы Московского патриархата, то начало сильнейшего для России экономического и политического кризиса вынуждает российские власти повести себя очень жестоко и, я бы сказал, навязать Церкви свою линию.
Больше новостей из этой рубрики

Читайте Также

все новости из этой рубрики

Маразмарий

СТЕНКА НА СТЕНКУ