В ДЕТАЛЯХ

2009.01.20

Подводные мины «газового» мира с Россией

Новую цену Украине платить будет очень непросто. Опыт прошлого года показывает, что мы не могли вытянуть даже $179 за тысячу кубов. На этом фронте, безусловно, возникнут многие проблемы. Кроме того, центральной задачей России, соответствующей ее стратегии по отношению к Украине, и дальше остается получение полного контроля как над нашей «трубой» (ГТС), так и над распределительной системой. До тех пор, пока этого не будет достигнуто, «Газпром» не остановится ни перед чем

«Газовая война» окончена. Европейские и украинские потребители наконец-то могут спать спокойно. Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко бодро отрапортовала о беспрецедентном контракте на ближайшие 10 лет, ее российский коллега обещает 20%-ную скидку до ближайших президентских выборов. «Победила дружба», казалось бы, и прагматичные рыночные отношения – то есть именно то, к чему так долго стремились в своих отношениях власти обеих государств.
 
Правда, ничего не ясно с конечной ценой за тысячу кубов «голубого топлива», которую нужно будет теперь платить НАК «Нефтегаз Украины». Секретариат президента в растерянности, а поступающие из Москвы сведения противоречат друг другу и заявлениям правительства.
 
Сложно поверить и в кристальную честность дальнейшей стратегии «Газпрома». Известный глашатай кремлевской политики на территории Украины, директор преследуемого в Украине «филиала Института стран СНГ» Владимир Корнилов буквально сегодня утром пригрозил ближайшей перспективой развития нового витка дипломатического противостояния. «То, что в целом договоренность есть, – это хорошо. Сейчас на какое-то время пар выпущен, но Украина опять не будет платить за газ, и через месяц-полтора вновь возникнут те же проблемы», - отметил он.
 
Окончательную цену на газ, условия дальнейшего сотрудничества с «Газпромом» и оценку завершившегося противостояния RUpor искал у ведущих экспертов отрасли.
 
Ведущий советник премьер-министра Украины по энергетическим вопросам, народный депутат (БЮТ) Олекса Гудыма
 
Для меня сейчас главное не в том, как теперь будут развиваться события. Это второстепенное. Главное, что уже есть договоренности. Меня больше всего волнует то, что завтра мы проведем заседание временной следственной комиссии, и мы будем инициировать расширение сферы деятельности комиссии, чтобы наконец-то дать ответ на вопрос: кто же все-таки больше всех замешан в срыве межгосударственных переговоров 31 декабря 2008 года? Сегодня со стороны России появилась интересная информация о том, что это была компания «РосУкрЭнерго». Я думаю, что наша комиссия непременно использует возможность дать и прессе, и всему украинскому народу ответ на вопрос: а какая роль в «РосУкрЭнерго» г-на Бойко, г-на Фирташа? Поинтересуемся мы и 2006-м годом, когда Украине и НАК «Нефтегазу» был причинен огромный материальный и финансовый ущерб. И г-на Плачкова, и г-на Ивченко.
 
Все остальное («война», «битва» и т.д.) зависит от того, из каких позиций мы выходим. Лично я являюсь человеком спокойным и уравновешенным, и ни о каких «поражениях» или «победах» говорить сейчас не склонен. Даже если кто-то хочет поставить это под сомнение, то пускай себе сомневается. Мы хотели еще с прошлого года иметь с Россией контрактные отношения, как того требовал президент Ющенко. С 1 января 2010 года наконец-то мы их имеем. В этом и состоит наш успех. Я говорю «успех», не «победа», заметьте. Потому что, на мой взгляд, и «войны»-то никакой не было. Была провокация, и не больше.
 
Конечная цена потребления российского газа будет колебаться в пределах +/- $10.
 
Что касается того, что мы не знаем всего содержания подписанных контрактов, то это нормально. Упрекать в этом правительство было бы неверно. Контрактов «Газпрома» с европейскими государствами вообще никто сроду не видел, о них вообще ничего никому не известно. Есть несколько цифр, на которые надо ориентироваться, и все. Поэтому у нас тоже будут свои специфические оригинальные контракты между «Газпромом» и НАК «Нефтегаз», о которых также не все будут знать. И тут все нормально. Самое главное, что мы перешли на рыночные цены.
Директор энергетических программ Центра им. Разумкова Владимир Сапрыкин
 
Я бы не искал в этой войне победителей. Ни в одной из войн, на самом деле, победителей не бывает. Здесь тоже никто не выиграл. Россия проиграла больше всех, потом – Украина, потом – отдельные страны Европейского Союза. Победителей нет.
 
Важнее всего то, что мы перешли на рыночные цены за российский газ. Мы давно к этому шли, но, к сожалению, достигли своего несколько непривычным способом.
 
Всего в Москве украинской стороной было принято два соглашения: о поставках газа в Украину и о условиях транспортировки транзитного газа в Евросоюз. Других документов, насколько я знаю, не существует. О чем там подлинно идет речь, сказать пока сложно. По моим данным, тексты соглашения до сих пор отсутствуют даже в Секретариате президента.
 
Уполномоченный президента Украины по вопросам международной энергетической безопасности Богдан Соколовский
 
Все то, что мы слышим и видим последние несколько часов, я бы коротко назвал так: это победа «Газпрома». Газовая блокада преодолена, но очень многие вещи очень и очень настораживают. К сожалению, в аппарат президента тексты соглашений еще не поступили, поэтому буду отталкиваться от известных через прессу фактов. Базовая цена для Украины, от которой и вычисляются всевозможные скидки, заложена в размере $450, в то время как для отдельных стран Западной Европы эта цена значительно ниже или приблизительно аналогичная. Ставка транзита и дальше остается ущербной для национальных интересов и экономики Украины, она осталась без изменений – то есть самой низкой в Европе.
 
Очень удивительными для меня выглядят и отличающиеся между собою заявления, идущие сейчас из Москвы. В первую очередь я имею в виду окончательную цену за тысячу кубометров поставляемого «Газпромом» газа, по которой теперь нужно будет рассчитываться Украине.
 
Не станем забывать о том, что «Газпром» очень последователен в реализации государственной стратегии РФ. Поэтому вряд ли стоить думать о том, что эта компания теперь полностью отказалась от планов по дестабилизации внутренней ситуации в Украине. Осуществить им это непросто, но они об этом постоянно заявляют. Что-либо изменить коренным образом мы здесь не можем, поэтому мы должны непременно считаться с подобными намерениями российской стороны. У нас своя политика, свой суверенитет, и мы должны его отстаивать.   
 
Специалист по национальной энергетической безопасности, кандидат политических наук Елена Витер
 
Сказать, что Украина выиграла от переговоров, нельзя. Тариф на прокачку остался без изменений. Цена же для нас поднимается. Поднимается как минимум на $50 - это в оптимистическом сценарии. Но, скорее всего, на самом деле там цена будет выше, чем $230-250. Я думаю, что именно поэтому Юлия Владимировна Тимошенко, именно поэтому и просит несколько дней. Ей нужно пересчитать эту цену по формуле потребления, ведь на самом деле стоимость газа для Украины будет выше заявленной.
 
Эта формула просчитывается недолго. Ее можно было бы озвучить как непосредственный результат переговоров сразу же, когда подписывались двусторонние договоренности. И из-за того, что формула не была до сих пор озвучена премьером, я расцениваю это следующим образом: вначале подписаны документы, а задним числом скажут сумму, которая на самом деле будет выше. И она будет около $300.  
 
Новую цену Украине платить будет очень непросто. Опыт прошлого года показывает, что мы не могли вытянуть даже $179 за тысячу кубов. На этом фронте, безусловно, возникнут многие проблемы.
 
Кроме того, центральной задачей России, соответствующей ее стратегии по отношению к Украине, и дальше остается получение полного контроля как над нашей «трубой» (ГТС), так и над распределительной системой. До тех пор пока этого не будет достигнуто, «Газпром» не остановится ни перед чем. Этот свой тезис я озвучиваю уже достаточно длительное время.
 
То ли мы снова столкнемся с вопросом цены на газ, то ли перед нами снова возникнет проблема его доставки в Европу по территории Украины. Способов будет множество, но центральным предметом переговоров, как бы то ни было, останется не что иное, как доступ россиян к «трубе». Я не удивлюсь, если уже на этих переговорах Тимошенко с Путиным были достигнуты определенные договоренности. Я полагаю, что участие российской стороны в управлении «трубой» обязательно оговаривалось.
 
С 1998 года Россия не перестает озвучивать свой интерес по данному вопросу, и было бы наивно полагать, что даже переведя Украину на т.наз. «европейские цены», она откажется от контроля за ее ГТС. Ни в коем случае. До тех пор пока газ остается инструментом геополитики, Российская Федерация будет использовать газ для того, чтобы добиться ГТС. Если этот инструмент исчезнет, появятся другие. Но ГТС все равно будет оставаться приоритетом.
 
Война не окончена. Для Украины она продлится еще не один год.
Больше новостей из этой рубрики

Читайте Также

все новости из этой рубрики

Маразмарий

СТЕНКА НА СТЕНКУ