Евросоюз выполнил свое обещание призвать к ответу как российских поставщиков, так и украинских транзитеров «голубого топлива». Устав от византийской дипломатии одинаковых в своей непредсказуемости Москвы и Киева, официальный Брюссель достиг соглашения с Турцией о строительстве нового газопровода, по которому газ из Средней Азии будет поступать в Европу в обход двух «братских» народов. Об этом со ссылкой на заявление президента Европейской Комиссии Жозе Мануэля Баррозу, передает
Би-би-си.
Это заявление Баррозу сделал после переговоров, проведенных с премьер-министром Турции Тайипом Реджепом Эрдоганом. Он подчеркнул, что если Турция поможет Европе диверсифицировать поставки газа и ослабить зависимость от российского топлива, это может положительно повлиять на общественное мнение, пока что настороженно относящееся к перспективе вступления в Евросоюз огромной мусульманской страны.
В свою очередь Эрдоган сообщил, что Турция одобрила проект газопровода «Набукко» и не собирается использовать поставки энергии в качестве оружия.
Проектные характеристики «Набукко» предусматривают возможность поставок до 30 млрд. кубометров газа в год из каспийского региона в Европу в обход России и Украины. Для этого будут использованы газовые месторождения Казахстана, Туркмении и Азербайджана.
Детали будущей схемы страны ЕС обсудят на следующей неделе во время проведения саммита в Будапеште.
Совместная позиция Евросоюза и Турции стала личной заслугой Эрдогана, едва ли не целый вторник убеждавшего руководство европейского континента в целесообразности предложенной им затеи. Как сообщает азербайджанское информагентство
Bakililar, фактически Турция пригрозила Евросоюзу выходом из газового проекта Nabucco, если тот не возобновит переговоры о членстве Турции в данном проекте. Эрдоган выходил из той позиции, что «газовый проект Nabucco, основными поставщиками которого являются Азербайджан, Туркмения и Узбекистан, является конкурентом российского проекта «Южный поток».
Стоимость проекта он оценил в 12 миллиардов долларов. Проект Nabucco призван снизить зависимость Европы от российского газа. Газопровод пройдет через Турцию и балканские страны до Австрии, подчеркнул он.
При этом Эрдоган всячески подчеркивал, что переговоры с Турцией о ее принятии в ЕС должны быть возобновлены, иначе Турция выйдет из проекта Nabucco.
Основным препятствием для реализации проекта является позиция одного из членов ЕС, а именно Кипра. Как напоминает российская газета «
Взгляд», месяц назад министр иностранных дел этой страны Маркос Киприану сообщил о том, что его страна не согласится на возобновление переговоров с Турцией по вопросам энергетики, пока не будет урегулирован конфликт относительно разведки запасов газа на морском шельфе.
Тем временем на «Набукко» возлагают огромные надежды страны Центральной Европы и даже США. Министр энергетики Венгрии Чаба Мольнар заявил на прошлой неделе, что «мы будем очень рады, если нынешний газовый конфликт ускорит строительство газопровода «Nabucco». «Евросоюз выступал за невмешательство в газовый спор между Россией и Украиной, пока это не затрагивало интересы европейских потребителей. Теперь ЕС изменил свою позицию», – отметил он.
Новый глава внешнеполитического ведомства Соединенных Штатов Хиллари Клинтон высказалась за скорейшую реализацию проекта Nabucco и пообещала помогать Европе в этом начинании. «Я и моя команда будем решительно убеждать наших европейских союзников заключать политические соглашения, необходимые для обеспечения строительства Nabucco или другого трубопроводного потенциала, который поможет Европе диверсифицировать ее газовые поставки», – уже успела пообещать Клинтон. По ее словам, «успешная стратегия по продвижению Nabucco или других альтернативных трубопроводов в южном коридоре к европейским рынкам потребует последовательного взаимодействия на высоком политическом уровне, в том числе со стороны США».
Реакция «Газпрома» на контрудар с юга остается пока неизвестной. Вместо монополиста высказалась Германия – известный адвокат компании на континенте и во всем мире. Обозреватель Deutsche Welle Бенджамин Вюрст пишет о сложностях в реализации последних договоренностей, заключенных между Турцией и ЕС. «Источником газа является Россия: ей принадлежит почти треть мировых залежей природного газа. Крупнейший и самый влиятельный поставщик энергетических ресурсов – «Газпром». Монополист находится под полным контролем Кремля, поэтому российский газовый бизнес крайне политизирован. В лучшем случае клиенты «Газпрома» пользуются благосклонностью Кремля и Владимира Путина, который по-прежнему остается самым влиятельным человеком в России», - приводит его слова
1news.
Кто бесспорно выиграет от нового проекта, так это основные сырьевые доноры «Газпрома», газодобытчики стран Центральной Азии. А, если вспомнить, все экспертные оценки о газовом балансе России и проблемах с закупочной ценой для московского монополиста, то тогда январская «газовая» война становится выгодной в первую очередь именно им и новым странам транзитерам.
По его словам, инициатором всех этих вооруженных конфликтов будет именно Россия.
«Nabucco» никогда не заработает, потому что мы не дадим этому проекту заработать. Надо будет - Кавказ будет полыхать, Турция будет полыхать, Палестина, Израиль, Иран – разве можно вести через тот регион какой-то газопровод? Только из России! И по дну двух морей – Черного и Балтийского. Там проведем дополнительные нитки, обойдем Украину и Польшу».
«СССР уже нет, а Россия подкармливает эти фальшивые страны от Прибалтики до Кавказа. Все подарки закончились. И мы должны перед ними жестко поставить вопрос: хотите подарков, станьте субъектами России», - отметил Жириновский.
О подготовке российских спецслужб к
широкомасштабным провокациям на территории Турции предупреждал также независимый эксперт, профессор, доктор технических наук Петр Хомяков. Для разжигания конфликта в Курдистане через каналы курдской диаспоры Российской Федерацией уже выделено необходимое финансирование, сообщал он в октябре 2008 года.
Кроме того, война в Курдистане выгодня России тем, что «вернет цены на нефть на уровень 140 долларов за баррель». «А может даже взвинтит их до 200 долларов за баррель. И это при любом спаде в мировом производстве», - полагает ученый.