В эволюционной цепи госслужащих наукой уже давно отмечено несколько отдельных подвидов. Каждый из них отличается своим неповторимым способом появления на свет, стилем работы и отношением к такому необходимому им веществу, как деньги. «Позвоночные» не представляют своего существования без телефонных звонков от «нужных людей» или же, соответственно, к «нужным людям». «Пресмыкающихся» можно сразу заметить по неестественно вкрадчивой манере общения с боссом. И, наконец, «всеядные» - самые живучие из них – не брезгуют любым оплачиваемым за счет заказчика трудом, всяческими аферами и другими деяниями, которые Уголовный кодекс называет четким и емким понятием «злоупотребление служебным положением». К «всеядным» с самого начала своей карьеры принадлежал Арсений Яценюк. С годами его аппетит к бюджетным средствам только крепчал, хватка становилась более крепкой, а добыча виделась на самом далеком расстоянии. Где бы он ни находился и что бы ни проходило через его руки, окружающие сразу понимали: перед ними профессионал, способный за сдельную цену решить любые вопросы.
Газопровод, турки и акцизы. Дела крымские
Удачно женившись, подматеревший в Киеве бюрократ получает в удел одно из самых прибыльных мест в государственной машине – Минэкономики АР Крым. Парню везет настолько, что по полуострову поползли слухи о якобы родственных связях министра с Леонидом Кучмой («двоюродный племянник»). Тем временем секрет его успеха скрывался не в чем ином, как в безотказной услужливости по наиболее скользким вопросам. Как сообщил нам источник в тамошней правоохранительной системе, самостоятельный дебют Яценюка связан с 240 тысячами гривен, выделенных на строительство газопровода в Кировском районе АРК. Подрядчики ждали денег почти весь 2001-й год и только потом поняли, что они ушли на состоявшиеся в марте 2002 года выборы. «Сейчас так нужно», - объяснил начальнику Управления капстроительства Минэкономики лично Арсений Петрович.
После проверки на мелочевку у молодого человека пошли дела посерьезнее. В апреле того же года турецкие деловые круги через своих партнеров в Крыму затеяли «привлечение инвестиционных средств в строительство и эксплуатацию производственно-торгового центра на территории СЭЗ «Порт Крым». Именно так это выглядело на бумаге. В роли «прачечной» фигурировало некое ООО «Беримпекс», обещавшее ведомству Яценюка привлечь на полуостров средств на сумму в $57 млн. В своих экспертных оценках его подчиненные настаивали на отсутствии четкого источника финансирования проекта, что делало невозможным его регистрацию. У «Беримпекса» не было не то что денег, но и необходимой проектной документации. Однако после совместной встречи мэра Керчи Олега Осадчего, Яценюка и представителя сомнительного ООО инвестиционный проект был утвержден.
В августе 2002 года ставший таким «нужным» министр нашел себе очередную подработку. В АРК начался эксперимент по дополнительному бюджетному стимулированию производителей местной акцизной табачной и виноводочной продукции. Автором разработки выступил, как и следовало ожидать, опять-таки Арсений Петрович. Предприниматели моментально уловили суть его предложения и вместо расходования государственных средств на развитие, пустили их в оборот, нарушая бюджетное законодательство и занимаясь нецелевым использованием бюджетных средств. Для надежности министр лично взял под опеку руководство «Феодосийской табачной фабрики».
Не исключено, что на счету «всеядного» мальчика-помогая имелось куда большее число не безвозмездной заботы о крымских олигархах. Мы обещаем, что со временем обязательно подробно сообщим вам обо всех его коррупционных скандалах как на этой, так и на остальных занимаемых должностях.
Шальные деньги легко обучаемого Яценюка скоро закончились. Дорогу ему перешла конкурирюющая фирма в лице ОПГ «Сайлем». В ноябре 2002 года его непосредственным заместителем стала родная сестра преступного главаря Александра Мельника Светлана Верба. За плечами у экономиста-производственника по образованию (чего нельзя сказать о закончившем заочный юрфак ее начальнике) Светланы Иосифовны было не только родство с криминальным королем края, но и семейная строительная империя ООО «Гефест Лимитед». Ни о каких откатах в пользу министра с ведущихся на вверенной ему территории работах теперь не могло быть и речи. Арсен попросил, чтобы его вернули назад в Киев.
Перечить Мельнику он не мог. Не имел права. 3 августа 2000 г. Генпрокуратура возбудила уголовное дело № 49-928 по фактам подделки и незаконного сбыта государственных страховых полисов для интуристов, преимущественно граждан Турции. Организовывал махинации вор международного масштаба Лев Яковлевич Хлявич (1967 г.р). Сделки липового страховщика заключались в АРК при посредничестве Яценюка. Парня должны были посадить, но он вовремя заручился поддержкой братков из Симферополя. В счет оплаты их люди занимали «хлебные» места в Минэкономике.
Тем временем в столице как раз начинался президентский марафон и руководству Нацбанка срочно потребовался свой «всеядный», способный на время взять на себя фактическое руководство Национальным Регулятором и банковской системой в целом, желательно без малейших признаков политических убеждений и остатков таких понятий, как законность, совесть или мораль. Трудодни на Институтской молодое дарование начало с патологической лжи. Дикой, тупой и непонятной простым смертным сотрудникам контролирующих ведомств. Первый зампред НБУ А. П. Яценюк, паспорт КР 383338, выдан Ленинским РО УМВД в Черновецкой обл., зарегистрированный по адресу г. Киев, ул. Резницкая, 8 кв. 17, указал в анкете, что «не имеет паспорта гражданина Украины для выезда за границу и не имеет постоянных личных отношений с иностранцами». «Предоставленные сведения недостоверны», - черкнут сверху специалисты.
С 2000-го года Яценюк самым тесным образом общался с нанятым Виктором Пинчуком французским PR-технологом с мировым именем Марселем Гроссом (1939 г.р.), президентом консалтинговой компании «Euro RSCG» (Париж). А в свою бытность в крымском Минэкономики Арсений Петрович неоднократно организовывал быт и приятный досуг для целых партий иностранных коллег своих столичных покровителей – Пинчука, Тигипка и Медведчука. И это при том, что он не мог не знать о заокеанском замужестве своей родной сестры Анны, прожившей на то время около трех лет в Калифорнии.
Суммы увеличиваются. Дела киевские
В таком же патологическом духе Яценюк проработал вплоть до народной революции, не вызывавшей у него ничего, кроме ехидного смеха. Циничного, бессовестного, всеядного. Глава правления НБУ Сергей Тигипко переложил на своего нового зама часть неформальных обязанностей по «крышеванию» близкого ему АБ «Приватинвест» и еще нескольких финучреждений из системы ФПГ «Приват». Установлено, что на протяжении 2003-го г. Яценюк целенаправленно препятствовал выполнению решения Киевского хозяйственного аппеляционного суда о принудительном списании средств с корреспондентского счета «Приватинвеста» в размере 842 347, 34 грн. Для спасения данного фиктивного кредита в пользу ЧП «Агрис-Сервис» (якобы полученного третьей стороной) талантливый юрист написал банку ряд разъяснений, а также позаботился о появлении абсурдного Постановления НБУ №377 от 01.09.2003 г. Поскольку все эти художества не прошли регистрации в Минюсте, никакой правовой силы они не имели. Но банк не смог ослушаться долгожданного решения НБУ и принял его указания к выполнению. Арсений Петрович был глубоко удовлетворен тем, как ловко он спас от государства хозяйские деньги. На ст. 382 УК Украины (неисполнение судебного решения) в части препятствия исполнению судебного решения ему было глубоко наплевать.
В октябре 2003 г. Яценюк расширил сеть своих клиентов из числа коммерческих банков. Сделал он это совершенно стандартным для «всеядных» образом – путем полюбовного согласия при обнаружении нарушения в уставной деятельности проверяемого объекта. АО «Креди Леоне Украина» должно было уплатить штраф в размере 220 000, 00 грн. (1% от суммы зарегистрированного уставного капитала). Ситуацию исправила г-жа Евгения Чемерис, навестившая Яценюка с крупной суммой наличных. Как говорится, на ловца и зверь бежит.
Переход на сторону «оранжевых» на некоторое время погрузил нашего героя в кабинетную рутину становления новой системы власти. Но Яценюк, пожалуй, не был бы самим собою, если бы не продумал новые схемы собственного обогащения, способные приносить высокую прибыль, независимо от занимаемой им должности. Задумав перейти в публичную плоскость, он переключает всю грязную работу на двух самых близких ему людей - «фаворитку» Светлану Нежнову и единственного друга, с которым он начинал заниматься бизнесом в далеких 90-ых гг., Андрея Иванчука.
О похождениях Нежновой на поприще казнокрадства в особо крупных размерах и торговли секретными объектами известно уже немало. Гораздо меньше избиратели знают о профессиональном пути г-на Иванчука. Так вот, к вашему сведению, этот скромный юноша из Черновцов не без помощи Яценюка возглавляет компанию «Укринтерэнерго», лидера по продаже электроэнегии. С 12 ноября 2008 г. эта контора владеет также лицензией на право реализации газа на внутреннем рынке Украины. Как тут не вспомнить законодательную инициативу Арсения Петровича о торговле «голубым топливом»…
(Продолжение следует)