21 февраля пленум Центрального комитета Коммунистической партии вывел из состава своего президиума депутата Верховной Рады, председателя Крымского рескома КПУ Леонида Грача (фракция Компартии). Против вывода депутата из состава президиума проголосовало 15 из 150 делегатов. Причиной такого решения пленума была названа «критика Грачом решений руководства партии вместо их выполнения». С просьбой объяснить происходящее в правящей верхушке «красных» RUpor обратился к кандидату исторических наук, эксперту Школы политической аналитики Алексею Кошелю.
Рассматривая последние внутрипартийные конфликты и даже внутрипартийные войны, поскольку этот конфликт вышел за рамки КПУ, можно сказать о том, что Петр Симоненко сделал один из самых сильных шагов в своей партийной карьере.
Во-первых, он устранил одного из своих основных конкурентов – и на лидерство в Компартии, и на участие в президентской избирательной кампании. Если говорить языком охотников, то Симоненко фактически «подстрелил» Грача на взлете. Уже тогда, когда тот начал расшатывать партию и формировать в ней свою позицию, Симоненко сделал удачный ход на опережение.
Во-вторых, он сцементировал свою власть в партии. После Грача в КПУ не осталось альтернативы Симоненко. Ни депутата Голуба, ни каких-то иных народных депутатов мы не можем воспринимать в качестве серьезной замены Симоненко.
И, в третьих, в случае победы Грача во внутрипартийной войне вместо нынешней Компартии мы бы получили некую радикальную политсилу под названием «Компартия Украины». Получив же победу над Грачем, Симоненко законсервировал негативные процессы внутри своей партии и не дал ей сместиться с нынешних сравнительно умеренных позиций. У коммунистов осталось политическое будущее.
На мой взгляд, в дальнейшем никаких серьезных противоречий по линии Симоненко-Грач не будет. Вряд ли Грач попытается создать альтернативную КПУ, новую политическую силу. Если он и пойдет на такой шаг, то, скорее всего, это будет преимущественно крымская политическая сила, способная разве что преодолеть проходной барьер на местных выборах в АР Крым и абсолютно не готовая к противостоянию со своей «материнской» организацией во всеукраинском масштабе.
К тому же Грачу намного проще оставаться рядовым партийным бойцом на уровне Крыма и возглавлять местный партийный список, чем продолжать игру в большую политику и вести рискованную игру, где на кону находится полная потеря политического будущего. Поэтому многое будет зависеть от того, какой выбор сделает для себя Грач: захочет ли он войти в историю как лидер какой-то там 158-ой или 161-ой по счету политической партии, или же ему по душе и дальше оставаться одним из ключевых лиц в крымских кабинетах власти.
Успешность тактики Симоненко является бесспорной. Но никаких стратегических позиций, способных помочь Компартии не просто выжить, а уверенно идти дальше, мы так и не видим.
Как видно из всех последних избирательных кампаний, ритм КПУ находится на очень болезненном проценте. А это говорит о том, что на волне нарастания экономического кризиса и обнищания граждан на традиционной ниве КПУ может появиться некая новая, а то и не одна, политическая сила, способная повести за собой некогда верного коммунистам избирателя.
Поэтому одной из самых серьезных ошибок непосредственно Симоненко можно считать то, что Компартия заигралась с властью. На протяжении всех лет украинской независимости «красные» выстраивали свои отношения с властью в непубличной плоскости. В конце 90-ых они очень удачно согласовывали все свои действия с линией Администрации президента Кучмы. Они шли в фарватере президента, но их действия не выходили наружу. Даже последние кадровые назначения, к примеру, восстановление во главе Госкомархива Ольги Гинзбург, происходили в закрытом режиме. Потому что для избирателей эта структура не настолько понятна, как «Укрспирт» или «Укравтодор», которые сейчас могут быть отданы коммунистам в обмен на их лояльность по отношению к правительству.
Они находили всевозможные объяснения своему нахождению во власти – во главе государственных комитетов и на вторых ролях в министерствах, – убеждая при этом, что не имеют с ней ничего общего. Теперь же если они согласятся на «Укрспирт» и «Укравтодор», то тогда, на мой взгляд, это станет началом конца Компартии. Коммунисты не смогут вразумительно объяснить, зачем им, простым труженикам и борцам с «капитализмом», контроль над государственными ведомствами с многомиллиардными строчками бюджета. Да, бездорожье вместе с низкокачественным спиртом теперь прочно будут ассоциироваться с Петром Симоненко и его партией, так и не сумевшей стать «оппозицией» в подлинном смысле этого слова. В таком случае эта игра во власть вообще может оказаться последней для приверженцев заветов Ильича.
P. S. Леонид Грач стал ключевым звеном в цепи семейных скандалов Петра Симоненко. Именно из беседы с ним супруга Симоненко, по ее собственному утверждению, недавно узнала о многолетнем бурном романе председателя КПУ с радиожурналисткой Оксаной Ващенко и их общем ребенке, после чего подала на развод.