В Америке есть «американская мечта»,
а у вас тут все гораздо проще – есть страсть к деньгам.
Д. Аронофски
В воскресенье, 29 марта, американский режиссер Даррен Аронофски, известный своими культовыми работами «Реквием по мечте» и «Фонтан», лично презентовал в Киеве свою последнюю ленту – «Рестлер». В Украину голивудский кинотворец пожаловал по приглашению Сергея Тигипко и инвестиционно-финансовой группы «ТАС». Картина, завоевавшая главный приз «Венецианского фестиваля», уже наделала немало шума в мире кинематографа. Ведь именно с ней связывают возвращение из забытия одного из самых ярких и эпатажных актеров Голливуда – Микки Рурка.
Зал, в котором проходила премьера, был забит до отказа журналистами и фанатами творчества режиссера. Премьеру фильма с 6-миллионым бюджетом, что для Голливуда просто копейки, ждали многие.
И дело не только в том, что картина – дело рук загадочного и непредсказуемого Аронофски. Главную роль в «Рестлере» сыграл Микки Рурк – легенда 80-90-х. После перерыва в актерской деятельности звезда «Дикой орхидеи», «Девяти с половиной недель», «Пули» и многих других картин наконец-то появился на экране не в качестве героя заднего плана, а сыграв полноценную главную роль.
На пике своей популярности, когда смазливому Рурку было всего 30, Голливуд решил отомстить ему за чрезмерный норов, заносчивость, алкоголизм и наркотики. Актеру практически не предлагали достойных ролей, а его внутренний мир катился в бездну. В 34 года жизнь казалась законченной. Любимая профессия предала. Друзья разбежались. Любовь всей жизни потеряна. Как жить, а главное — зачем? И тут Микки вспомнил про увлечение юности - бокс. «Я люблю бокс, — скажет он много лет спустя. — В боксе я чувствую себя искренним и честным. Он открывает тебя полностью, обнажает слабости. Это чистый вид спорта…».
Этот спорт лишил его обаятельной внешности, от которой сходили с ума миллионы женщин, искалечил, но помогал жить дальше. Его прежнее лицо не смогли вернуть даже десятки пластических операций.
Именно поэтому фильм «Рестлер» можно считать отчасти биографической историей самого актера.
Главный герой картины – боец, который был легендой 80-х. И даже в 50 он не желает покидать ринг. Но жизнь вносит свои коррективы – инфаркт заставляет задуматься над тем, что осталось у героя кроме старых афиш и подстроенных поединков. Брошенная им дочь не желает общаться, денег на развлечения нет, друзей тоже, даже подружка-стриптизерша не хочет заводить с ним серьезных отношений.
Рискуя жизнью, он решает вернуться на ринг – место, где он нужен, где ему рады и ждут.
Как рассказал сам Аронофски, хотя съемки фильма проходили недолго, на создание картины ушло больше двух лет – спонсоры не хотели давать денег на работу с Микки Рурком.
«Для них он значил меньше, чем ноль, - рассказывает режиссер. – Но когда мы пообщались, я понял, что хочу снимать этот фильм только с ним. После отказов в Голливуде я прошелся по улицам Нью-Йорка и поспрашивал у прохожих, хотели бы они посмотреть кино с Микки Рурком. Большинство ответили – да».
По словам Аронофски, работать с Микки было очень тяжело, но его игра была столь безукоризненной, что компенсировала все бытовые неурядицы: «Я не боялся того, что Микки малопопулярен и с коммерческой точки зрения неактуален. Я люблю «голодных» актеров, которые готовы пойти на многое, а не перебирать и ставить свои условия».
Ради экономии снимать приходилось в реальных условиях – в частности, большинство боев, публика и даже сами рестлеры были настоящими.
Сам режиссер не стал много рассуждать о символизме и идее картины: «Мой фильм про очень многие вещи. О том, как приходится выбирать между семьей и работой, о том, как страшно быть сброшенным с Олимпа славы, о том, что лучше ничего не иметь, чем иметь, а потом потерять».
Теперь, по словам Аронофски, у Рурка много предложений, а после того, как фильм получил «Золотого Льва» на Венецианском фестивале, к дому актера вернулись папарацци.
Одесский дедушка и киевская любовь
Впрочем, интересовал собравшуюся публику не только фильм и его главный герой, но и сам режиссер. Фильм «Реквием по мечте», который стал культовым для целого поколения молодежи, до сих пор хранится в домашней библиотеке многих. Он вгонял в депрессию, его передавали из рук в руки, ведь герои картины заставляли задуматься о том, к чему приводят наркотики. Пожалуй, в России и в Украине «Реквием» стал более популярным, чем даже в США.
Второй работой режиссера, которая запала в душу славянским зрителям, стал фильм «Фонтан». Самый важный и дорогой для самого Аронофски. Съемки затянулись на несколько лет из-за внезапного отказа Брэда Пита сыграть главную роль и финансовых проблем. Но фильм все-таки увидел мир в 2006 году. Правда, в силу разных обстоятельств, в том числе и финансовых, его прокат не оправдал коммерческих ожиданий.
Кинокритики называют Аронофски живой легендой – он не заработал миллионов, триумф стоит ему больших усилий, и тем не менее его фильмы становятся иконами. Хотя их не так уж и много. Они убивают и воскрешают, заставляют задуматься и переосмыслить, вбиваются в память крепко и навсегда. На автограф-сессию к режиссеру многие пришли с дисками и плакатами в руках.
Сам режиссер, появившийся на публике с непривычными усиками, много шутил, охотно вступал в дискуссии с журналистами о смерти, наркотиках и вере в Бога, интересовался, почему в Украине говорят по-русски, и даже признался, что имеет одесские корни, поэтому хорошо знаком с украинской кухней.
Аронофски, похоже, любит говорить о чем угодно, только не о философии собственных работ. «Фильмы – это худшее, чем можно заниматься в жизни. Сейчас мое творчество несколько отличается от того почерка, который был раньше. Я экспериментирую, считаю, что нужно постоянно делать что-то новое. Поэтому мои работы разные», - подытожил он.
Непостижимый и простой Аронофски показался украинцам «своим в доску», а на вопрос, что больше всего понравилось в Украине, улыбчиво ответил – «I love Kiev».