В конце прошлого года лидер крупнейшей оппозиционной политической силы - Партии регионов - Виктор Янукович выдвинул ультиматум главе правительства Юлии Тимошенко и пообещал в случае отказа от осуществления срочных антикризисных мероприятий через 100 дней начать бессрочные акции протеста по всей Украине. Этот срок истек 24 марта 2009 года. Но вместо уличного протеста избиратели увидели малочисленные митинги и неуверенные призывы «теневого» Кабмина. RUpor попросил объяснить происходящее известного политолога и специалиста по предвыборным стратегиям Вадима Карасева.
Прежде чем судить об эффективности или неэффективности проводимых Партией регионов массовых акций протеста, нужно разобраться с понятием «народного протеста». Что такое «народный протест»? В Европе люди устраивают общенациональные забастовки, потому что у них пока что есть работа. У нас же у людей работы почти нет. Стачка необходима тогда, когда снижаются доходы, а там, где исчезают рабочие места, забастовки бессмысленны. Поскольку когда люди бастуют, они не работают. У нас же хотят работать, только работы нет. Поэтому стачка, как традиционная форма отстаивания интересов наемных работников, в условиях экономического и промышленного спада, когда сокращаются рабочие места, не срабатывает.
Что касается социальных акций и уличного протеста, то это несколько другие формы констатации недовольства и защиты социальных интересов. Здесь нужно учитывать то обстоятельство, что в Украине есть некая усталость от уличных форм политики. Пик расцвета уличной политики приходится на 2004-2007 гг. Вот тогда как раз было торжество Майдана как альтернативной политики, пришедшей на смену кулуарным, кабинетным формам парламентской политики. Люди убедились, что это, конечно же, что-то меняет в стране, но мало и не всегда в позитивном направлении.
На фоне усталости от уличной политики массовых акций протеста нет. Нет и быть не может. Мы их не видим. Они ушли в глубину, они ушли в психологию, они ушли на уровень индивидуальных переживаний. И в тоже время – на уровень новых ожиданий, поскольку в Украине вскоре могут быть
досрочные парламентские выборы. Через десять месяцев состоятся президентские выборы. Это говорит о том, что уличные формы как формы выражения протеста могут уступить свое место выборам. Выборам как форме протеста. Как показали выборы в Тернопольский облсовет, эти выборы обязательно пройдут в духе протестного голосования.
Поэтому чего протестовать на улице, тем более опыт показал, что не всегда эти формы протеста эффективны, если можно протестовать у избирательных урн. Протестная активность сейчас переносится к избирательным урнам и ведет страну на досрочные выборы в Верховную Раду, которые состоятся либо в начале лета, либо в начале осени. И здесь Партия регионов недостаточно просчитала смену массовых настроений и смену массовой психологии, а также смену форм, методов и пространства протестной борьбы. Там до сих пор еще не поняли, что как средство выражения своих интересов улица уже не столь популярна.
Последняя серия митингов стала для Партии регионов вынужденным шагом. Теперь она, окормляя партийными структурами протестные настроения избирателей, пытается создать необходимый фон напряжения и перевести политическую борьбу в парламентские кабинеты, добившись отставки правительства и назначения досрочных выборов.
Устал и сам Виктор Янукович, устала и вся Партия регионов. Я бы сказал так – устали, но труба зовет. Надо бороться. Это действительно многораундовый поединок. Участвующие в нем боксеры, наверное, уже находятся где-то в раунде пятнадцатом. Они чувствуют усталость, и все же желают идти до конца. И, стоит отметить, именно тот, кто окажется самым выносливым, самым опытным, самым терпеливым, тот и может выиграть.
Партии в этом случае, и Партия регионов в том числе, являются своеобразной группой секундантов. Перейдет ли ПР на сторону другого, более выносливого игрока? Мне кажется, что пока говорить о том, что белое полотенце выброшено на ринг, рано. Это только мысли вслух, но никак не активные действия. Так что пока будет существовать Виктор Федорович со своим рейтингом, до тех пор ПР вынуждена группироваться вокруг этого основного электорального тела.